Новости Населенный пункт Красная Горка – Живописное Место для Жизни и Отдыха
Нынешняя Красная Горка — это турбаза, расположенная в руинах монастыря на высоком холме (более 200м над уровнем Пинеги). Здесь можно остановиться на ночлег. Гуляя по монастырю и деревеньке, сидя у края обрыва, и любуясь бескрайними просторами Севера, я не мог понять: как в принципе может быть настолько красиво?
Изначально Красной Горки в моих планах не было — вообще, я хотел заехать на Пинежье на несколько часов, чтобы посмотреть скалы и пещеры. Однако судьба распорядилась иначе (мой поезд опоздал на 3 часа из-за смерча), и на Пинеге я провёл полтора дня. Красная Горка — место тут самое дешёвое (1000р.), и несмотря на весьма посредственный номер — самое лучшее.
От трассы до Красной Горки около 2км в гору, и водитель пинежской «буханки» не высадил меня у поворота (как сделали бы на большей части России, да и мира), а завёз прямиком наверх, да еще и указал, в какую дверь стучаться.
Вот такой вид открывается, когда подъезжаешь к вершине и расступается лес:
До 17 века это место называлось Чёрная Гора. В 1603 году сюда пришёл овдовевший священник Мирон, на которого настоятель Кеврольского монастыря после нескольких видений возложил миссию: отнести на Пинегу список Владимирской иконы Богоматери и основать монастырь. В 1606 году было получено разрешение и от Василий Шуйского — трёхлетняя задержка видимо была вызвана событиями Смутного времени, которое в эти края не дошло.
Мирон постригся в монахи под именем Макария. А в 1629 году в монастыре появилась новая святыня — Грузинская икона Богоматери, привезённая в Россию из захваченных мусульманами грузинский земель и подаренная монастырю ярославским купцом Иваном Лыткиным — основным благодетелем обители. После этого и гора из Чёрной стала Красной (то есть красивой), а в монастырь потянулись паломники.
В советское время монастырь был разрушен, а судьба обеих икон неизвестна. В монастыре долгое время располагался интернат для «дефектных» детей, затем и вовсе наступило запустение. Ныне собор так и стоит заброшенный, а жилой корпус заняла турбаза:
В белом кирпичном здании справа — номера с удобствами и столовая. В деревянном бараке — номера без удобств. Условия в номере — на уровне провинциальной общаги: пусто, грязновато, холодно, а кровать жёстче вагонной полки без матраса.
Но я не пожалел, что отдал тут по 1000р. за ночь. С практической точки зрения, в стоимость входит трёхразовое питание (порции большие, а приготовлено вкусно) и трансферы до Голубино (с оказией, которая тут бывает довольно часто).
Но главное не это, а уединение, покой и возможность пожить в настолько красивом месте.
В принципе, панорамы — главная достопримечательность Красной Горки, но сначала всё-таки осмотрим вершину.
Монастырский собор начал строиться в 1723 году в честь Владимирской богоматери, а закончен и освящен в 1735 году в честь Грузинской. Также в монастыре была деревянная церковь Похвалы Богородице (17в., сгорела еще в 1880-е) и церковь Всех Святых (1882, псевдорусский стиль), утраченная полностью.
Собор лежит в руинах, и нет никаких даже намёков на его восстановление. Тем не менее, тут чисто и спокойно, а за алтарным окном на краю обрыва стоит крест:
А еще здесь умер в ссылке в 1714 году Василий Голицын, один из сподвижников царевны Софьи:
Но его могила так же канула в небытие, как и могила Макария Красногорского и две иконы.
Помимо собора уцелел келейный корпус, занятый теперь турбазой:
Буквально за неделю до моего приезда корпус сгорел (обошлось без жертв).
Помимо трёх постояльцев и двух сотрудниц (администратор и буфетчица), здесь находилась еще и бригада рабочих. Работа кипела — за полтора дня произошли небольшие, но всё-таки видимые изменения.
А еще тут есть идолы. То есть, на самом деле конечно декоративные скульптуры:
Добрейший старичок-боровичок и кокетливая русалка:
У края обрыва — крест с архангелом нетрадиционной для Севера формы:
Вершину Красной Горки рассекает пополам глубокий овраг с горнолыжной трассой. Я спускался и на дно — но ничего интересного оттуда не видно:
За оврагом — коттеджи. Туда заселились перед самым моим отъездом очень доброжелательные поляки, приехавшие с научными целями в Пинежский заповедник.
К монастырю-турбазе (справа) примыкает деревня (слева) — совсем маленькая, человек 20-30:
В деревне довольно тоскливо, и в то же время невозможно смотреть на её ветхость равнодушно:
Тут есть один магазин, который не увидишь открытым, и заброшенный сельский клуб:
Я зашёл внутрь, не увидел там ничего интересного, а затем вдруг распахнулась задняя дверь. Я начал ретироваться (мало ли что), но в клуб вбежали дети — мальчик и две девочки младшешкольного возраста. Я извинился, честно сказал, что турист и гуляю, а дети посоветовали мне сходить еще и в «заброшенную баню у колонки» и объяснили, что они тут обычно играют.
Вот так выглядит монастырь из деревни (точнее, из-за деревни). Имеют ли тут что-то местные, я не знаю — на турбазе работают люди из Пинеги:
Но всё это было бы скучно (брошенных монастырей с богатой историей в России десятки), если бы не виды с Красной Горки — высшей точки окрестностей. Которыми тут, к тому же, можно любоваться непрерывно, независимо от времени суток, хоть в белую ночь. Не меньше, чем сам пейзаж впечатляет и смена погоды.
Вот скажем вид на юг, вниз по течению Пинеги:
Здесь устроена скамейка, на которой я сидел и любовался пейзажем часами. Погода на Севере очень переменчива, поэтому пейзаж постоянно менялся.
Деревня за Пинегой:
Заливные луга и старицы:
А это виды уже в другую сторону — на восток и северо-восток, от собора и барака:
В кадр попал добрейший пёс, который постоянно подбегал ко мне обниматься:
Два берега — две эпохи:
Вид на север, вверх по реке:
Красная Горка — одно из самых красивых мест, что я видел. И казалось бы обычная лесистая равнина с рекой, но нет. Мысленно рисовал на горизонте горы — и понимал, что вся красота именно в пустоте и необозримом монотонном пространстве.
Хотя на продуваемой ледяными ветрами горе было очень холодно, здесь наступает какое-то поразительное чувство покоя, умиротворение, которое не оставило меня до сих пор.
В следующей части — о посёлке Пинега, а затем — на Мезень!
к содержанию ↑Reylinike’s Blog
Красная Горка, так называется район в городе Люберцы, в котором я сейчас проживаю, и о котором хочу сегодня рассказать. Ранее я писал про находящийся рядом район Люберецкие Поля.
Красной горкой называют христианский праздник, отмечаемый в первое воскресенье после Пасхи. На этот праздник принято ходить на кладбище, навещая могилы усопших родственников. Вероятно, поэтому такое название получают районы, находящиеся недалеко от кладбища.
Исторически, данный праздник связан с народными гуляньями у древних славян в честь наступления весны. Красной, то есть, красивой, называлась возвышенность, первой просыхавшей после весенней распутицы, на которой и устраивались гулянья. Традиционно, на Красную Горку принято играть свадьбы и заниматься сватовством.
После застройки района, в 1980-х годах, жилая зона соседствовала с колхозным полем на юге и с полями аэрации на востоке. По соседству находится район Некрасовка, сейчас уже часть Москвы, а ранее рабочий поселок для сотрудников станции очистки сточных вод.
Фото: ibykovsky
Люберецкая станция аэрации является одной из крупнейших в мире. Существует любопытная городская легенда, согласно которой, когда на станцию приезжала инспекция, то начальнику станции предлагалось выпить стакан очищенной воды. Если начальник отказывался пить воду, вода считалась грязной.
Для работы станции водоочистки в начале ХХ века была выделена значительная часть земель к юго-востоку от неё. Эти территории получили название «Люберецкие поля аэрации» и на них сбрасывались сточные воды. После модернизации станции в 1960-х годах сточные воды после очистки стали сбрасываться в Москва-реку и Пехорку, а на поля стали использовать для захоронения отработанного ила.
Постепенно, на бывших полях аэрации выросли частные огороды и дачи. Известно, что на полях росло много дикой конопли, которую каждый год безуспешно пытались уничтожить. На колхозном поле выращивали свеклу и морковь, часть полей использовали для выпаса коров с Некрасовской фермы.
В 1990-х годах колхоз прекратил своё существование, и поля стали заброшены, они использовались, как место выгула собак и прогулок местных жителей. Летом на полях часто случались торфяные пожары, и тогда смог от горячего торфа окутывал город.
Сейчас поля застроены жилыми кварталами, район, построенный на полях аэрации, получил название «Люберецкие Поля», а район, построенный на бывших колхозных полях также назвали «Красная Горка».
Существует ещё одна городская легенда, связанная с работой станции аэрации. Считается, что на станции периодически проводят выброс в атмосферу накопившегося сероводорода, и по району начинает распространяться неприятный запах. Переехав сюда, я решил проверить эту легенду и посвятил достаточно времени прогулкам по району.
Могу сказать, что никакого неприятного запаха я не обнаружил, разве что, лишь однажды, прогуливаясь непосредственно у самого коллектора, что может быть связано с наличием вентиляционных шахт, выходящих на поверхность.
Фото: realestate.ru
Для транспортного обслуживания районов была построена новая дорога — значительно расширен Комсомольский проспект, который переходит в проспект Защитников Москвы по эстакаде через коллектор. На Люберецких Полях также ведётся строительство новой линии метро, имеющее рабочее название «Кожуховская». Метро должно соединить Люберецкие Поля с районом Косино, пройти через Московское Центральное Кольцо и выйти к станции «Авиамоторная» Калининской линии.
В новом районе Красная Горка пока не очень развита инфраструктура, а застройка Люберецких Полей ещё продолжается, хотя часть домов уже заселена. На Красной Горке практически нет круглосуточных магазинов, а единственный крупный торговый центр «Светофор» закрывается в десять часов вечера. Также, крайне мало кафе и ресторанов, что является проблемой города Люберцы в целом, а не только конкретно взятого района.
Зато до станции Выхино можно доехать за пятнадцать минут на общественном транспорте. Недалеко находится и железная дорога, соединяющая Люберцы с Москвой. От Красной Горки до станции Люберцы-1 можно дойти пешком за двадцать минут.
Любимым местом отдыха местных жителей является Наташинский парк, в котором имеются пруды, конная база и парк аттракционов для детей. Парк соседствует с ныне почти закрытым вертолетостроительным заводом имени Камова, на котором создали знаменитую «Черную Акулу», военный вертолёт Ка-50. Также, Наташинский парк используется, как место для занятия спортом, катания на лыжах и приготовления шашлыков.
Недалеко от парка расположена деревянная Наташинская церковь (церковь Троицы Живоначальной). На Люберецких Полях построили деревянную церковь Покрова Богородицы и ведётся строительство большого каменного храма.
Населенный пункт Красная Горка – Живописное Место для Жизни и Отдыха
Глядя с вершины горы на бескрайнее море лесов, на блестящие в солнечных лучах воды Пинеги, не верится, что когда-то это гористое, утопающее в зелени место считали мрачным и называли Черной горой. Красной она стала уже позднее и это название, по-моему, подходит ей гораздо больше.
Сотню лет назад, когда здесь возвышались строения Красногорского Богородицкого монастыря, составители издания «Православные русские обители» так описывали впечатления от пейзажа:» С вершины большой горы, возвышающейся почти на полторы версты, открывается прелестный вид на окрестные поля, зеленеющие луга, на изрезанную островами реку Пинегу, на сплошную величавую громаду густого леса, темною рамою окаймляющего этот мирный, дышащий спокойною, величественною красотою ландшафт. И над всем этим с вершины горы царит Красногорская обитель, которая еще издали открывается взору путника со своими храмами, колокольнями и чистенькими уютными строениями, отчетливо вырисовывающимися на зеленом фоне живописной горы»
Сегодня монастырь по-прежнему остается главной достопримечательностью Красной Горки, но приезжают сюда уже не помолиться, а посмотреть на то, что осталось от архитектурного ансамбля
Основан монастырь был в начале XVII века и это событие связывают со следующей легендой: в Кевроле в Воскресенской церкви хранился чудотворный образ Владимирской Божьей матери.
Настоятелю церкви приснилась во сне Богородица и повелела отдать эту икону отцу Мирону, чтобы он отнёс её на Чёрную гору и основал там пустынь. Постригшись в монахи под именем Макария, Мирон с двумя помощниками отнёс икону на Чёрную гору и в течение двух лет расчищал лес под строительство будущего монастыря. Получив разрешение от Василия Шуйского на основание обители, он нанял искусного плотника Якова, срубившего первую деревянную церковь и кельи для монахов
Настоящий расцвет монастыря начался только с 1629 года с обретением другой чудотворной иконы – Грузинской Божьей Матери.
Согласно легенде, ярославский купец Иван Лыткин увидел во сне Богородицу, которая повелела пожертвовать икону Богоматери в северную землю на Чёрную гору. Вскоре его приказчик, бывший по делам в Персии, привёз оттуда повреждённый иконописный лик матери Иисуса, купленный на базаре. Отреставрировав его, украсив золотом и жемчугом, купец выполнил обещание и вместе с щедрыми пожертвованиями передал икону Красногорскому монастырю.
На средства того же купца в ХVII веке здесь была возведена новая деревянная церковь, шатровая колокольня, ограда и другие постройки.
Однако в 1716 году на территории монастыря случился пожар, после которого было решено отказаться от использования дерева при строительстве новых церквей. Первый кирпичный собор Грузинской Божьей Матери был освящён в 1735 году, затем были возведены трапезная и колокольня.
Сегодняшний вид монастыря имеет мало общего с тем, что в конце XIX — начале XX века видел путник, пришедший поклониться святыням
Фотография 1880-х годов
Фото 1909 года. Западный фасад церкви от ворот монастыря.
Фотография архитектора С.С. Некрасова, студента Академии художеств.
Фото 1909 года. Северный фасад церкви.
Фотография архитектора С.С.
Некрасова, студента Академии художеств.
Сейчас тех, кто приезжает в Красную Горку, встречают полуразрушенные строения
В этих стенах с трудом угадывается былая красота монастырских построек
Один из куполов рухнул в 1975 году после удара молнии
Но крест по-прежнему венчает самую высокую из оставшихся построек
Большинство кирпичей, кстати, находится в достаточно хорошем состоянии. Размер у них просто огромный, да и весят старые кирпичи немало. Современные просто пушинки по сравнению с ними
При монастыре когда-то было кладбище.
Сейчас от него осталась лишь часть надгробных плит, лежащих возле одной из стен. Надписи на многих уже трудночитаемы
Самым известным захоронением здесь считается могила князя Василия Васильевича Голицына, бывшего главой правительства при дворе Софьи Алексеевны. В сентября 1689 года князь был юным Петром I «отрешен от всех должностей», лишен всех чинов и имений и сослан с женой и детьми в Каргополь, а затем переведен на Пинегу. Прожил князь в этих местах достаточно долго, завещав похоронить себя в Красногорском монастыре, что и было исполнено в 1714 году.
Сегодня найти могилу князя возможно лишь по старому описанию, говорящему, что находилась она «на южной стороне, аршинах в двух от церкви, накрыта небольшой плитою».
Оригинальная плита теперь находится в пинежском краеведческом музее, а к стене монастырского храма прислонен современный вариант надгробия. В фамилии, правда, сделали ошибку
Закрыт монастырь был в двадцатые годы прошлого века. До сих пор нет сведений о том, куда исчезли обе монастырские иконы.
Последние упоминания об иконе Грузинской Божьей матери относятся к 1946 году. Есть также сведения, что до конца 50-х годов она хранилась в Третьяковской галерее, однако ревизия фондов 1964 года не обнаружила образа.
Однако до сих пор в храме монастыря можно увидеть две постепенно исчезающие со стен фрески «Рождество Богородицы» и «Успение Божьей матери»
В годы советской власти в зданиях монастыря размещались коммуна, психоневрологический интернат и детский дом, фотографию которого можно найти в Пинежском краеведческом музее. При детском доме была начальная школа, в ней дети учились с 1 по 4 класс
Сегодня здание со снимка тоже находится в полуразрушенном состоянии
С десяток лет назад бывшие монастырские постройки пытались приспособить под базу отдыха, но затем на территории произошел пожар и восстанавливать уничтоженное огнем уже не стали
Жаль, ведь этот туристический объект мог бы стать стимулом для развития расположенной здесь деревни Красная Горка. Сейчас ее население малочисленно и, по данным переписи 2010 года, составляет всего 30 человек.
Пока же туристы приезжают сюда ненадолго, чтобы побродить по развалинам монастыря, да полюбоваться видами. А они, как и сто, и триста лет назад, все столь же восхитительны
Через неделю продолжим знакомство с окрестностями «Голубино» и побываем в месте, рельеф которого мне до сих пор с трудом удается мысленно связать с его местонахождением.