Новости Расшифровка КОСГУ 344: Что Относится к Строительным Материалам?
В новости от 11 июля мы рассказали о том, что осуществление расходов, относящихся на подстатьи 344, 347 и 228 КОСГУ, при определенных обстоятельствах будет признаком нарушений. Не исключено, что многие зададутся вопросом о причинах претензий. И если признаки дробления закупок – заключение нескольких контрактов, представляющих собой одну единую сделку, то, казалось бы, использование подстатей 344 и 347 КОСГУ вполне может быть оправдано в тех случаях, когда работы выполняются силами работников учреждения или безвозмездно.
Что же нужно учитывать должностным лицам учреждения, принимая подобные решения?
Одной конкретной нормой запрет на приобретение материалов и комплектующих, которые будут использоваться для изготовления / создания инвентарного объекта хозяйственным способом, не установлен и установлен быть не может. Но, принимая такие решения, должностные лица организаций бюджетной сферы должны будут обосновать, почему весь комплекс строительных/ремонтных работ не может быть выполнен силами подрядных организаций.
Дело в том, что потребность в строительных / ремонтных работах не может быть удовлетворена посредством закупки необходимых для выполнения таких работ материалов / комплектующих. Подобный подход может быть обоснованным только в том случае, если заказчик осуществляет вид деятельности, в рамках которого будут использованы строительные материалы/комплектующие. При этом виды деятельности, предусмотренные уставом государственного/муниципального учреждения, не могут определяться произвольно.
Подробно об этом – здесь.
Одновременно нужно четко разграничивать потребность в работах по техническому обслуживанию зданий и объектов и в работах по текущему/капитальному ремонту зданий и помещений. В том случае, если в штате учреждения есть рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, к должностным обязанностям которого относится в том числе устранение повреждений и неисправностей, приобретение учреждением материалов, которые могут быть отнесены к строительным, будет оправдано. Не исключено, что и выполнение работ по текущему ремонту может быть поручено соответствующему штатному работнику.
Но следует учитывать, что заключение с ним договора гражданско-правового характера уже будет признаком дробления закупок. Соответственно, на этапе планирования расходов необходимо проанализировать как должностные инструкции штатных работников, так и требования отраслевых НПА к содержанию и ремонту объектов, включая требования к безопасности их эксплуатации.
Учитывать при принятии подобных решений нужно еще и риски возмещения ущерба (дополнительных расходов) в том случае, если причиной его станет ненадлежащее выполнение работ. Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы предусмотрена непосредственно положениями ГК РФ. Однако гарантия качества не распространяется на результат работ по договору строительного подряда, если недостатки обусловлены ненадлежащим качеством материала, предоставленного заказчиком.
Поэтому в том случае, если учреждение закупает строительные материалы или комплектующие самостоятельно, безусловно утверждать о достижении какой-либо экономии нельзя: в случае ненадлежащего выполнения работ дополнительные расходы скорее всего с подрядчика взыскать не получится. Более того, для устранения недостатков придется в срочном порядке изыскивать средства, а это может поставить под угрозу своевременное исполнение учреждением иных обязательств. Иными словами, дополнительные расходы могут потребоваться для:
- устранения недостатков в результате работ ненадлежащего качества;
- возмещения ущерба третьим лицам в том случае, если он причинен в результате ненадлежащего качества выполнения работ;
- уплаты штрафных санкций за несвоевременное исполнение других обязательств, просрочка исполнения которых обусловлена недостаточностью средств из-за возникновения «непредвиденных» расходов.
Исключение подобного рода рисков – одна из задач внутреннего контроля. Подробно о том, почему именно руководитель должен быть заинтересован в организации системы внутреннего контроля, читайте в новостном материале.
к содержанию ↑Как отражать расходы по подстатьям КОСГУ в двух запутанных ситуациях
Выбор кодов КОСГУ для материалов зависит от того, где вы будете их использовать. Покажем на двух ситуациях, по какому принципу отражать расходы по подстатьям КОСГУ с учетом последних изменений, а также на каких бухгалтерских счетах учитывать имущество.
55 новых правил в учете и налогах с января Скачать бесплатно
При аудите мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда бухгалтер отражает поступившее имущество по неверному коду. Это связано с Порядком применения кодов КОСГУ, который действует с января. К тому же финансовое ведомство уже внесло правки в этот документ.
В расшифровках к подстатьям появились новые ситуации, а есть детализированные коды, которые исключили вовсе. Чтобы минимизировать ошибки, прочтите, как выбрать код КОСГУ для электрических ламп и цветов.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
к содержанию ↑Три кода КОСГУ для электрических ламп
С 2019 года расходы на покупку электрических или галогеновых ламп можно отразить по трем подстатьям КОСГУ. Чтобы не запутаться при выборе, необходимо учесть цель закупки.
Лампы — это материальные запасы, а не основные средства. Несмотря на то что есть современные лампы, которые служат до 20 000 часов, то есть более двух лет. Поэтому выбирать код придется из трех подстатьей, которые входят в статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Отражать в бухучете лампы надо на счете 105 00 «Материальные запасы» по соответствующему аналитическому счету.
1. Подстатья 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ. Этот вариант самый простой и используется чаще всего.
Покупку электрических лампочек отражают по коду 346 КОСГУ, если учреждение приобретает их для текущих хозяйственных нужд. Например, когда нужно просто заменить в здании лампы, в том числе при покупке впрок. Учитывают их как расходные материалы на счете 105 06.
ДЕБЕТ 0 105 36 346 КРЕДИТ 0 302 34 73Х
— приняты к учету лампочки от поставщика, купленные для текущих хозяйственных нужд учреждения;
ДЕБЕТ 0 401 20 272 (0 109 80 272) КРЕДИТ 0 105 36 446
— списаны лампочки при установке.
2. Подстатья 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ. Этот код применяют, если в учреждении идут строительно-монтажные работы, не связанные с капитальными вложениями, и есть необходимость поменять лампочки.
Принадлежность лампочек к строительным материалам прямо прописана в пункте 118 Инструкции № 157н:
«4. „Строительные материалы“ — все виды строительных материалов: электротехнические материалы (кабель, лампы, патроны, ролики, шнур, провод, предохранители, изоляторы и т. п.)».
Здесь речь идет только о покупке лампочек для строительно-монтажных работ, которые не увеличивают стоимость основных средств. Например, когда надо поменять проводку в здании, заменить лампы при текущем ремонте кабинетов или коридоров, то расходы отражают по подстатье 344 КОСГУ.
Учет ведут на счете 105 34, операции отражают проводками:
ДЕБЕТ 0 105 34 344 КРЕДИТ 0 302 34 73Х
— приняты к учету лампы от поставщика для проведения строительно-монтажных работ, не связанных с капитальными вложениями;
ДЕБЕТ 0 401 20 272 (0 109 80 272) КРЕДИТ 0 105 34 444
— списаны лампы при установке.
Если замена лампочек происходит при реконструкции здания, расходы проводить по подстатье 344 КОСГУ нельзя.
3. Подстатья 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ. Если учреждение покупает лампочки для капитального ремонта по отдельному договору и планирует учитывать их после монтажа в составе основных средств, расходы учитывают по подстатье 347 КОСГУ в увязке с КВР 407 (п.
11.4.7 Порядка № 209н, п. 51.4.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина от 08.06.2018 № 132н).
Покупают лампы по подстатье 347 КОСГУ, если формируют вложения в нефинансовые активы. То есть ведут учет на счете 0 106 00 000. Например, такое правило действует при заключении договоров на строительство, модернизацию, достройку или реконструкцию, в том числе с элементами реставрации.
Ведь в учете все затраты учреждения формируют первоначальную стоимость будущего объекта основных средств.
Проводки бухгалтеру следует сделать такие:
ДЕБЕТ 0 105 34 347 КРЕДИТ 0 302 34 73Х
— приняты к учету лампы от поставщика для проведения строительно-монтажных работ, связанных с капитальными вложениями;
ДЕБЕТ 0 106 ХХ 310 КРЕДИТ 0 105 34 447
— списаны лампы на стоимость вложений;
ДЕБЕТ 0 101 00 310 КРЕДИТ 0 106 00 310
— отражен объект на балансовом счете.
Чтобы запомнить, как использовать коды КОСГУ при покупке лампочек, сохраните себе схему 1.
к содержанию ↑Схема 1. Коды КОСГУ при покупке электрических ламп
Два кода КОСГУ при покупке цветов
Учреждения могут покупать цветы для декоративных и других целей. Например, приобретают букеты для дарения. Поэтому операции по приобретению цветов отражают в зависимости от их экономического содержания.
1. Подстатья 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ. Если учреждение покупает цветы, чтобы декорировать помещения, залы, иные интерьеры, расходы отражают по подстатье 346 КОСГУ.
Учет комнатных растений, удобрений, грунта и средств защиты ведут на счете 105 36.
Комнатные цветы используют в деятельности учреждения более 12 месяцев, но учет ведут на счете 105. Объяснение такое: для цветов срок эксплуатации определить по Классификации основных фондов невозможно, и гарантия на них тоже не распространяется. Поэтому рационально учитывать цветы и горшки как материальные запасы на счете 0 105 36 000.
В учете при покупке комнатных растений делают проводку:
ДЕБЕТ 0 105 36 346 КРЕДИТ 0 302 34 73Х
— приобретены комнатные растения.
В какой момент списать цветы, указывают в учетной политике. Есть два варианта: списать цветы в момент выдачи в подразделение либо при их фактическом выбытии. Первый вариант проще и позволит не отражать операции по пересадке растений:
ДЕБЕТ 0 401 20 272 (0 109 80 272) КРЕДИТ 0 105 36 446
— списана стоимость растений, выданных в эксплуатацию.
2. Подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ. На праздники и к памятным датам принято дарить букеты.
В этом случае расходы отражают по подстатье 349 КОСГУ. Букеты учитывают в момент покупки на счете 105 06, а в момент передачи работнику, который будет отвечать за награждение, цветы отражают на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» до момента вручения.
ДЕБЕТ 0 302 34 83Х КРЕДИТ 0 201 11 610
— перечислены деньги за цветы с лицевого счета. Отражено увеличение забалансового счета 18 (КВР 244, код 349 КОСГУ);
ДЕБЕТ 0 105 36 349 КРЕДИТ 0 302 34 73Х
— отражены цветы в составе матзапасов;
ДЕБЕТ 0 401 20 272 (0 109 80 272) КРЕДИТ 0 105 36 449 УВЕЛИЧЕНИЕ СЧЕТА 07
— переданы ответственному работнику цветы для дарения;
УМЕНЬШЕНИЕ СЧЕТА 07
— списаны цветы в момент дарения.
Напомним, что учет букетов на счете 07 ведут по стоимости приобретения. А чтобы не запутаться в выборе кодов КОСГУ при покупке цветов, воспользуйтесь памяткой (схема 2).
к содержанию ↑Схема 2. Коды КОСГУ при покупке цветов
Бывает, что учреждение приобретает венки и цветы, чтобы возложить их к памятникам и памятным знакам. Такие расходы Минфин предлагает учитывать по подстатье 226 КОСГУ (приказ № 69н). Но пока приказ находится в Минюсте, не спешите применять эту норму, чтобы не править учет.
Ведь после регистрации документ может измениться.
Следующая