Новости Понятие земель населенных пунктов: все, что нужно знать
Правовой режим земель поселений (земель населенных пунктов) представляет собой особенный порядок, регулирующий жизнедеятельность человека в рамках городского и сельского населенного пункта, включая осуществление стимулов и ограничений для субъектов, касающихся разрешений на использование и охрану земель. Данные положения определяются посредством градостроительного, земельного, экологического законодательства РФ и субъектов, муниципальных правовых актов. Определенные ограничения и стимулы (дозволения) для правообладателей земельных участков в пределах населенного пункта могут устанавливать правила землепользования и застройки муниципальными правовыми актами, которые регулируют использование и изменение недвижимых объектов через формирование градостроительного регламента.
к содержанию ↑Отличия между городскими и сельскими поселениями
Существует ряд объективных отличий правовых статусов между городскими и сельскими населенными пунктами. В первую очередь, принципиальная разница состоит в самостоятельности города как муниципального образования (городского округа или городского поселения) или как города федерального значения, где происходит формирование нескольких муниципальных образований в виде внутригородских территорий. В рамках этих территорий представительные и исполнительные органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются объектами собственности муниципалитета и земельными участками в соответствии с действующими законами.
Сельские населенные пункты не являются самостоятельными муниципальными образованиями. Они включены в состав определенного поселения (муниципального района) и административно подчинены главам органа местного самоуправления. Такие поселения, например, не располагают собственным бюджетом, муниципальной собственностью и т.д.
Еще одно отличие заключается в специфике землепользования в городском и сельском поселении. Если в первом из них основная цель использования земель представлена размещением производств, жилищных, культурных, общественных и прочих объектов, то во втором она заключается в рациональном размещении приусадебных участков, территорий выпаса скота и др.
Правила землепользования и застройки в виде муниципального правового акта должны учитывать специфику землепользования, различая городские и сельские населенные пункты. Это важно при проведении градостроительного разделения на зоны и территории (например, в случае отвода земельных участков их предельные размеры должны существенно отличаться в пользу сельскохозяйственного использования для сельских населенных пунктов).
к содержанию ↑Основные вопросы определения границ земель городов и иных населенных пунктов
В регламентации границ земель населенных пунктов важным документом выступает письмо Минэкономразвития России от 07. 03. 2013 № ОГ-Д23-1058.
В нем приведены указания, а также разъяснения о том, что действующим законодательством не установлено понятие пересечения границ земельных участков и границ муниципальных образований, либо населенных пунктов, включая многоконтурные или участки, которые представляют собой единое землепользование.
Кроме того, при условии, что обособленные (условные) участки, которые входят в состав единого землепользования либо в контур многоконтурных участков, находятся в границах различных муниципальных образований или населенных пунктов, то это явление будет выступать в качестве пересечения границ подобных участков с границами муниципальных образований и населенных пунктов, а также нарушением положений статьи 11.9 ЗК РФ.
Орган кадастрового учета не располагает основаниями для того, чтобы принимать решения касательно отказа, либо приостановки реализации учета земельных участков при проведении уточнения местоположения границ тех участков, сведения о которых имеются в ГКН.
При условии, что участок уже находится на учете ГКН, в ходже проведения процедуры уточнения местоположения границ подобного рода участка не будут применяться следующие положения:
- ст. 11.9 ЗК РФ;
- п. 5 ч. 3 ст. 27 ФЗ № 28.
При образовании земельного участка, включая многоконтурный, необходимо соблюдать положения статьи 11.9 ЗК РФ.
Министерство экономического развития дало распоряжение относительно того, чтобы Росреестр довел озвученную позицию до сведения территориальных органов, а также до сведения подведомственных организаций Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Границы населенных пунктов и границы поселения – это разноплановые понятия. В соответствии с положениями ФЗ № 131, поселение – это муниципальное образование, границы которого установлены и урегулированы законом субъекта РФ.
Территория поселения включает в себя:
- Исторически сложившиеся земли населенных пунктов.
- Земли общего пользования, которые прилегают к землям населенных пунктов.
- Рекреационные земли.
- Территории классического природопользования населения соответствующего поселения.
- Земли, предназначенные для развития поселений.
В составе территории поселения также находятся земли без учета форм собственности или целевого назначения. В результате можно сделать вывод, что поселение может состоять из земель населённых пунктов, а также из земель иных категорий.
В рамках границ населенных пунктов принято выделять зоны особо охраняемых территорий, куда включены земельные участки, которые обладают особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и прочим ценностным значением.
Также законодательно определяются участки, которые находятся в составе особо охраняемых территорий. Они могут применяться в соответствии с требованиями, которые прописаны в действующем законодательстве Российской Федерации.