Новости Получите категорию прав : кейсы, инструкции и полезные советы
Получить права на вождение автомобиля или катера – не одно и то же.
Если вы читаете этот кейс, значит перед вами встала необходимость не просто научиться управлять маломерной лодкой или катером, но и быть готовым подтвердить это документально. То есть получить права на управление судном в ГИМС (Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России).
Как и где это правильно сделать, читайте в инструкции Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия» «КАК ПОЛУЧИТЬ ПРАВА НА ВОДНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА».
Поскольку большинству из нас с водными видами транспорта в жизни приходится сталкиваться нечасто, следует знать о них некоторую информацию. Особенно, если вы хотите получить права ГИМС.
Необходимость в получении прав на маломерное судно возникает в том случае, если технические характеристики вашего водного транспорта превышают следующие значения:
– Масса укомплектованного судна (то есть масса корпуса и наиболее тяжелого из возможных к установке мотора) превышает 200 кг.
– Мощность установленного мотора превышает 10,88 л.с. (если это электромотор, тогда если мощность превышает 8 кВт);
– Если ваше судно спортивного парусного типа без двигателя и не оборудовано местами для отдыха, при этом его длина превышает 9 метров (29,5 футов), вам также необходимо получить права ГИМС.
Маломерное судно – судно, длина которого не превышает 20 метров, и общее количество людей на котором не должно превышать 12 человек (согласно Кодексу внутреннего водного транспорта РФ).
Именно на вождение такого вида судов обучается подавляющее число граждан.
Типы маломерных судов:
– гидроцикл;
– маломерное моторное судно (катер, лодка с мотором);
– маломерное парусное судно;
– маломерное парусно-моторное судно;
– суда особой конструкции.
На территории России выделяют следующие районы плавания:
– ВВП (Внутренние водные пути) – водоемы, где действуют правила речного судоходства, и судоводитель руководствуется установленными знаками, предусмотренными правилами пользования маломерными судами (примеры: реки Москва, Лена, Волга и т.д.)
– ВП (Внутренние пути) – водоемы, где отсутствуют знаки приоритета судоводителей, предусмотренные правилами пользования маломерными судами.
– МП (Морские пути) – все внутренние и внешние моря, также ряд водоемов, не являющихся морями, но на которых действуют морские правила (примеры: озера Байкал, Ладожское, Онежское).
ВАЖНО ЗНАТЬ! В ГИМС проводится аттестация на получение прав управления по нескольким категориям. Они зависят от типа маломерного судна. Также в правах обязательно указывается район разрешенного плавания (куда судоводитель может выходить).
Если у вас нет соответствующих прав, то вам, как судоводителю, грозит штраф от 1 до 1,5 тыс. рублей.
Если права у вас есть, но судно не зарегистрировано, либо не прошло техосмотр, либо не имеет бортовых номеров, а также если оно переоборудовано без должного разрешения или имеет запрещающие его эксплуатацию неполадки, вам грозит штраф от 500 до 1,5 тыс. рублей.
ГДЕ И КАК УЧАТ НА СУДОВОДИТЕЛЯ
Чтобы получить права на управление лодкой, сначала нужно пройти обучение. По стоимости и времени курсы отличаются в зависимости от типа судна и района плавания. В среднем, со всеми вытекающими дополнительными тратами, это стоит от 12 до 20 тысяч рублей.
Курс обучения длится около 1 месяца. Обучение проходит в специальных центрах подготовки судоводителей маломерных судов, которые есть в каждом крупном городе.
Для прохождения обучения вам понадобятся следующие документы:
– паспорт гражданина РФ;
– 3 фотографии размером 3×4 см;
– медицинская справка о годности к управлению маломерным судном (выдается после прохождения специальной медкомиссии, чаще всего прямо на базе учебного заведения).
Помимо документов необходимо оплатить государственную пошлину за аттестацию в ГИМС и выдачу удостоверения.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Для получения медсправки о годности к управлению маломерным судном врачам на медкомиссию необходимо предоставить дополнительные справки из наркологического и психоневрологического диспансеров. В соответствующие учреждения вы можете обратиться либо по месту жительства, либо по месту пребывания.
КАК ПРОХОДЯТ ЭКЗАМЕНЫ НА ПОЛУЧЕНИЕ ПРАВ
Экзамены, как и в любой автошколе, делятся на два вида – внутренние и внешние (в инспекции).
По завершению обучения в учебном центре назначаются внутренние экзамены по теории (на знание правил пользования маломерными судами) и практике (плавание в сопровождении инструктора).
После их успешной сдачи экзаменатор выдает справку об окончании курсов по подготовке судоводителей маломерных судов и подает заявку в ГИМС. Позже вам назначается дата экзаменов в инспекции.
В ГИМС для прохождения экзамена вам необходимо принести следующие документы:
– паспорт РФ;
– справка об окончании курсов по подготовке судоводителей маломерных судов (либо копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности – если вы в таковом учились);
– медицинская справка о годности к управлению маломерным судном;
– 3 фотографии размером 3×4 см.
В ГИМСе, как и в центре обучения, сдаются экзамены по теории и практике. Без сдачи теории к практике сдающий не допускается. После успешной сдачи всех экзаменов в вашу личную карту судоводителя внесут отметки о типах маломерных судов, которыми вы сможете управлять, а также о разрешенном районе плавания (ВВП, ВП, МП).
ВАЖНО ЗНАТЬ! В случае, если экзамены вы сдать не смогли, пересдача назначается не ранее чем через 7 дней после неудачной попытки.
ВЫДАЧА УДОСТОВЕРЕНИЯ СУДОВОДИТЕЛЯ
После сданных экзаменов инспектор назначает день выдачи удостоверения судоводителя. Обычно это происходит через 7-10 дней после прохождения финальных испытаний. За это время вам нужно оплатить госпошлину за выдачу удостоверения.
Ее стоимость составляет 1300 рублей.
Что будет указано в правах:
– серия и номер удостоверения;
– ваши персональные данные;
– сведения об органе, выдавшем удостоверение.
ВАЖНО ЗНАТЬ! Вместе с удостоверением вам вернут медсправку, а также свидетельство об окончании курсов и заявление. Последние обязательно храните на случай утери или порчи судоводительских прав. Восстановить их можно будет лишь на основании данного заявления.
Стандартная замена удостоверения судоводителя происходит раз в 10 лет без повторной сдачи экзаменов.
к содержанию ↑Категория BE — это просто!
Согласно закону управлять прицепом без открытой категории ВЕ можно в двух случаях:
- Прицеп имеет максимальную массу до 750 кг. Максимальная масса тягача при этом значение не имеет.
- Прицеп имеет максимальную массу меньше, чем снаряженная масса тягача, а в сумме максимальная масса транспортных средств не должна превышать 3500 кг. Если одно из этих требований не соблюдается, вам необходимо иметь открытую категорию ВЕ.
Если первый пункт этого правила доблестными инспекторами соблюдается неукоснительно, то со вторым пунктом периодически возникают проблемы на дороге. Инспекторы ГИБДД не знают, или делают вид, что не знают, о существовании этого пункта. Решать эту проблему можно по-разному, но если вы решили всерьез связаться свой отдых, а может и жизнь с караванингом, лучшее решение избавится от тревожного состояния в дороге — открыть категорию ВЕ!
Вопреки расхожему мнению это не сложно, не трудно, не долго, не дорого. В Москве есть далеко не одна такая школа, которая предлагает обучиться на категорию ВЕ. Стоит это в пределах 7 000 – 15 000 руб.
в зависимости от автошколы, плюс 1000 руб. медицинская справка (если не хотите тратить день и нервы в вашей поликлинике). За эти деньги вам предлагают отходить 2 недели на теоретические занятия (но будете ли вы на них ходить, решаете только вы.
Документы, как правило, вам все равно выдадут) и по истечении курса дадут документы об окончании автошколы. Далее вы можете ждать экзамена в МРЭО, к которому прикреплена данная автошкола, а можете забрать документы у вашей автошколы и самим пойти на экзамен в любое МРЭО по вашему городу. Особенность в том, что экзамены на категорию ВЕ и СЕ в МРЭО проводят не часто (1 раз в 1-2 месяца) в виду небольшого количества желающих, но в разное время (относительно других МРЭО).
Обойдя 1-4 МРЭО по вашему городу и выяснив расписание экзаменов, вы вполне можете сократить ожидание экзамена с 2 месяцев до 5 дней! Как только вы нашли подходящее МРЭО, вам нужно записаться к ним на экзамен. Для смены МРЭО и записи на экзамен вам нужно забрать документы у вашей автошколы, открепиться у МРЭО к которому прикреплена ваша автошкола (обратиться в это МРЭО и в окошке или кабинете, которое отвечает за экзамены, поставить круглую печать на обороте карточки-ученика автошколы), подать документы (документы об окончании автошколы, действующие водительское удостоверение, медицинскую справку, паспорт) в окошко приема документов на экзамен вашего нового МРЭО и ждать экзамена. Сам экзамен состоит только из практической части и подразделяется на два этапа:
- Площадка. На площадке вам нужно сделать 2 упражнения. Первое — это движение автопоезда задним ходом по прямой. Второе – заезд задним ходом в гараж, расположенный перпендикулярно стартовой траектории движения вашего автопоезда (в народе это упражнения называются «Заломить прицеп на 90 градусов»)
- Город. Здесь все так же как и с категорией В, только маршрут в 2 раза короче.
Сложности вызывает площадка, а именно второе упражнение (но некоторые долго не могут осилить и первое). Поэтому перед тем как пойти сдавать экзамен, нужно забыть свою уверенность «профессионального дальнобойщика» и взять несколько часов платных тренировок. Стоит эта услуга 600-1000 руб./час, но обычно при автошколах с именем и ценовой политикой выше среднего есть такая услуга в стандарте.
Права вам сделают на следующий день, после предъявления паспорта, оплаты пошлины 800 руб. (об этом надо позаботиться заранее и при записи на экзамен попросить квитанцию для оплаты госпошлины за выдачу нового ВУ) и ожидания в очереди. Саму карточку ВУ нового образца (бумага и тонкая ламинация с двух сторон) вам сделают сразу после фотографирования в течении 3-5 минут (из-за этого она и выглядит как огрызок и не идет ни в какое сравнение с прежней пластиковой картой ВУ).
Об особенностях получения категории BE в 2020 году можно почитать здесь — Как получить категорию ВЕ в 2020 году?
Дабы не рекламировать конкретные автошколы и людей, схему моего успешного обучения и получения смогу рассказать по электронной почте или по телефону всем интересующимся.
А тем временем в Россию все никак не придет зима, а в наших прицепах-дачах и автодачах никак не замерзнет вода. Поэтому аренда автодачи-прицепа все еще актуальна! Так же напомним, что с весны следующего года станет доступна аренда дома на колесах или автодома!
к содержанию ↑Открываем категорию Е в правах
До 2014 года водительская категория Е существовала, как отдельное разрешение на вождение крупногабаритных транспортных средств и автопоездов. Иметь водительское удостоверение с открытой категорией Е означало, что его владелец — водитель высшего класса.
Однако в 2014 году категория была отменена в чистом виде и была разделена на несколько подкатегорий:
- ВЕ — разрешение на вождение легковых авто массой до 3.5 тонн с прицепом (до 750 кг);
- СЕ — разрешение на вождение автомобилей массой более 3.5 тонн с прицепом (750 — 3500 кг);
- DE – разрешение на вождение автобусов, вместимостью более 8 человек с прицепом (сочлененные автобусы-»гармошки»).
На сегодняшний день, категория BE сохранилась без изменений (разрешение на вождение легкового авто с прицепом не требует дополнительного экзамена), а CE и DE получили дополнительные уточняющие подкатегории — С1Е (большегрузные авто с грузовыми прицепами) и D1E (микроавтобусы на 16 посадочных мест и сочлененные автобусы с тяжелыми прицепами).
Управление перечисленными транспортными средствами и прицепными устройствами требует более сложной подготовки и водительского опыта. Поэтому порядок открытия этих категорий отличается от получения категорий А-С.
к содержанию ↑Требования к претенденту на получение категории Е
Для получения водительских категорий, дающих право на управление автомобилями с прицепами, автопоездами и автобусами, есть свои уникальные требования:
- категорию можно получить только по достижении 21 года (иначе к экзаменам просто не допустят);
- необходим водительский стаж с категориями В, С или D не менее 12 месяцев (подтверждаются ВУ или записями в трудовой книжке);
- для открытия категории необходимо пройти официальное обучение в автошколе, имеющей аккредитацию на обучение требуемой категории;
- после окончания обучения необходимо сдать экзамен в ГИБДД (для ВЕ и СЕ — только практика вождения, для DE – теория и практика).
Важно! Если вы сдавали экзамен на открытие категории В, С или D не позднее, чем 90 дней назад, часть экзамена на категории ВЕ, СЕ или DE можно не пересдавать (по усмотрению сотрудников ГИБДД).
Практический экзамен состоит и двух частей — на закрытой площадке/полигоне и на участке реальной трассы с оживленным транспортным/пешеходным движением. Курсанты должны продемонстрировать правильное выполнение нескольких упражнений: движение передним/задним ходом, выполнение маневров, постановка автомобиля к платформе задним ходом. При неудачной сдаче экзамена по вождению, попытку можно повторить через неделю.
к содержанию ↑Порядок открытия категории Е (инструкция)
Чтобы на законных основаниях открыть в водительских правах категорию Е (ВЕ, СЕ, DE, С1Е или D1E), вам необходимо пройти процедуру и выполнить требования законодательства. Процесс открытия разрешение на управление крупногабаритными транспортными средствами предполагает:
1. Медосмотр перед поступлением в автошколу
Медосмотр проводится в аккредитованном медицинском учреждении для выявления противопоказаний для управления крупногабаритными транспортными средствами.
2. Собеседование в автошколе
На собеседовании уточняется возраст претендента (должно быть не менее 21 года), водительский стаж, открытые в ВУ категории и желаемая подкатегория Е.
3. Подготовка и сдача документов в автошколу
Пакет обязательных документов включает личный паспорт гражданина, идентификационный код (+копии), водительские права, 3 фото 3х4 см, копию военного билета, выписку из военкомата или приписное свидетельство (до 27 лет), обходной лист медосмотра.
4. Прохождение обучения на выбранную категорию в автошколе
Обучение включает теоретический курс подготовки водителя большегрузов, практическое вождение на тренажерах и реальных авто, курсы оказания первой медицинской помощи на дороге и виды ответственности за нарушения ПДД.
5. Экзамены на открытие категории
Экзамены включают теорию и практику (DE, D1E) или только практику (ВЕ и СЕ) на закрытой площадке-автодроме (выполнение обязательных упражнений), а также на испытательном маршруте открытой трассы.
6. Получение записи в ВУ
Сотрудники ГИБДД по результатам экзаменов вносят в ВУ новую запись об открытой категории, дающую право управлять автомобилями с прицепом и большегрузами.
1. Сколько времени учиться на категорию Е?
Стандартный курс обучения в автошколах составляет 4-5 недель. После трех недель теории курсанты обычно переходят к практическому вождению на автополигоне. Вы можете сразу уточнить сроки обучения — они указываются на сайте каждой автошколы и зависят от количества академических часов.
2. Как сдавать экзамен на категорию Е?
Сдача экзамена на категорию Е — это два испытания по практическому вождению в присутствии инструктора. Первый экзамен проводится в школе — на автополигоне/автодроме, где курсант отрабатывает стандартные упражнения (движение и маневры большегруза задним ходом), второй — на испытательном маршруте открытой трассы с оживленным транспортным и пассажирским движением, где отрабатывается правильность движения, маневрирования, трогания и торможения, правильного чтения знаков и светофоров. Перед экзаменом придется пройти медобследование, собеседование и обучение теории и практике в автошколе.
3. Сколько стоит обучение?
Стоимость обучения и сдачи экзаменов на открытие категории Е зависит от выбранной автошколы. Средняя стоимость по РФ — 15-30 тысяч рублей. Разные школы включают в эту сумму стоимость топлива или не включают.
Возможны также затраты на дополнительные уроки вождения и госпошлина за обучение и внесение изменений в ВУ — 2000 рублей. Обычно вопрос стоимости уточняется на стадии проведения собеседования в автошколу (обязательно проверьте ее аккредитацию и не «покупайтесь» на «низкие» цены и скидки).
В заключении следует отметить, что в чистом виде водительская категория Е (вождение автобусов, прицепов и большегрузов) не существует. Теперь она разделена на подкатегории ВЕ, СЕ/С1Е и DE/D1E, каждая из которых дает право на управление легковыми авто с легкими прицепами, грузовыми авто с тяжелыми прицепами, большегрузными фурами и автобусами на 8-16 человек (в том числе, сочлененными). Каждая из перечисленных подкатегорий открывается отдельно и имеет свои особенности получения.
Для открытия водительской категории Е необходимо обязательно пройти обучение в автошколе и сдать экзамен по вождению тем видом транспортных средств, который соответствует одной из Е-подкатегорий. Основной экзамен — практическое вождение на автодроме и на открытой трассе, после сдачи которого сотрудники ГИБДД внесут в ваше ВУ необходимые отметки.
Автор: Киселев Я.Л.
к содержанию ↑Как открыть категорию «В», если есть «С» в 2017 году
При наличии удостоверения необходимости в специальной подготовке в данном случае нет. Нужно лишь собрать всю требуемую документацию и, пройдя простую процедуру оформления, приступить к сдаче экзаменов. К таким документам относятся:
- права;
- мед. справка;
- паспорт;
- свидетельство об уплате госпошлины;
- талон к правам.
Важно! Для других категорий перечень примерно тот же. Но если права будут получаться «с нуля», то без отдельной подготовки никак не обойтись.
Сам экзамен будет состоять из теории и практики. Рассмотрим их.
Этап №1. Теория. Здесь все просто: вам необходимо ответить на вопросы из комплекта экзаменационных билетов (к слову, комплект такой же, как для категории «А»).
Этап №2. Практика. Проводится на специально оборудованном автодроме и состоит из трех упражнений (экзаменатор должен выбрать, какое именно необходимо выполнять).
- остановиться и тронуться на подъеме;
- сделать «змейку»;
- параллельно припарковаться задним ходом.
Читайте также: Где пройти медкомиссию водителю и можно ли это сделать бесплатно
- остановиться и тронуться на подъеме;
- сделать «змейку»;
- въехать в бокс.
- остановиться и тронуться на подъеме;
- параллельно припарковаться задним ходом;
- сделать разворот.
Этап №3. Езда по городу. Здесь также ничего объяснять не нужно.
Что делать, если произошла авария, узнайте в другой статье.
к содержанию ↑Как открыть категорию «Е»?
Здесь требуется сдать следующее.
Читайте также: Лишение прав за алкогольное опьянение в 2022 году и последние изменения
Этап №1. Теория. Все то же самое – нужно ответить на вопросы экзаменационных билетов.
Этап №2. Практика. Выполняется на специально обустроенном автодроме, но состоит уже всего из пары упражнений:
- прямолинейная езда на задней передаче;
- поставить авто задом к платформе.
Этап №3. Сдача экзамена по городской местности.
к содержанию ↑Важно! Стоит помнить, что для открытия «Е» необходимо как минимум 12 месяцев иметь удостоверение с категориями «С», «В» или же «D» (или, как вариант, все три одновременно). А вот, к примеру, для открытия подкатегории «DE» обязателен стаж вождения автобуса как минимум 12 месяцев.
Как повысить квалификацию? Переходим с автоматической на механическую коробку
Многолетний опыт показывает, что описанная ситуация тоже возможна: автовладелец получает права категории «В», где указывается, что он может водить ТС исключительно с коробкой-автоматом. В дальнейшем ему приходится переучиваться на механику.
В подобных случаях сдаются только практические упражнения на оборудованном для этого автодроме.
Можно ли подготовиться самостоятельно?
Сегодня действующие законы РФ не предусматривают возможность доэкзаменационной подготовки своими силами. И чтобы получить права, необходимо пройти соответствующий курс в автомобильной школе.
Ранее, а именно до 2013-го года, для сдачи экзаменов на «В» или «А» можно было готовиться в домашних условиях, но сегодня это категорически запрещается!
За что лишают прав читайте тут.