Новости Эффективное заведующая садом: экспертные рекомендации и лучшие практики

Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Аттестация в детском саду

Заведующая детским садом ДОУ — Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам ДОУ

Заведующий детского сада ДОУ Должностные обязанности

  1. Осуществляет руководство ДОУ в соответствии в его Уставом и законодательством РФ.
  2. Определяет стратегию, цели и задачи развития дошкольного учреждения. Совместно с Советом педагогов и общественными организациями, осуществляет разработку, утверждение и внедрение программы развития ДОУ.
  3. Определяет структуру управления учреждением, штатное расписание.
  4. Решает методические, административные, финансовые и др. вопросы.
  5. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических, медицинских и др. работников ДОУ.
  6. Определяет должностные обязанности работников.
  7. Создает условия для повышения их профессионального мастерства.
  8. Поощряет и стимулирует творческую инициативу работников, поддерживает благоприятный морально – психологический климат в коллективе.
  9. Обеспечивает рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников.
  10. Представляет учреждение в государственных, муниципальных, общественных и других органах, учреждениях.
  11. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации.
  12. Несет ответственность за реализацию образовательных программ, качество воспитания и образования выпускников детского сада, жизнь и здоровье, соблюдение прав и свобод воспитанников и работников ДОУ во время воспитательно — образовательного процесса в установленном законодательством РФ порядке
  13. Формирует контингент воспитанников, обеспечивает их социальную защиту. Является государственным опекуном воспитанников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защищает их законные права и интересы.
  14. Принимает меры к созданию условий для поддержки их родственных связей.
  15. Обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями (лицами, их заменяющими).

Должен знать:

  1. Конституцию РФ, Законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;
  2. Конвенцию о правах ребёнка;
  3. Педагогику, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления ДОУ;
  4. Основы экономики, права, социологии, организации финансово-хозяйственной деятельности ДОУ;
  5. Административное, трудовое и хозяйственное законодательство;
  6. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования по квалификационным категориям

Первая квалификационная категория

  • Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением;
  • Обеспечивает систему контроля за качеством работы воспитателей;
  • Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов и строит работу с педкадрами на ее основе;
  • Активно участвует в методической работе города (района): выступает на МО, семинарах, работает в творческих группах по актуальным проблемам;
  • Изучает и обобщает опыт работы воспитателей и специалистов ДОУ, имеет свой обобщенный опыт;
  • Организует в системе педагогическую пропаганду среди родителей, обеспечивает дифференцированный подход и нетрадационные формы работы с семьей

Высшая категория

  • Должен отвечать требованиям, предъявляемым к заведующему дошкольным учреждением I квалификационной категории;
  • Осуществляет мониторинг профессионального роста педагогов;
  • Организует педагогический мониторинг развития дошкольников;
  • Участвует в методической работе в городе (районе) в качестве руководителя МО, проблемного семинара, творческой группы по интересам, лектора на курсах повышения квалификации. Имеет авторские методические и управленческие разработки;
  • Пропагандирует опыт работы воспитателей и свой опыт на педчтениях, конференциях, форумах в городе (районе), области;
  • Внедряет в практику работы ДОУ вариативные программы, новые педагогические технологии.

Показатели оценки уровня профессиональной компетентности заведующего

Показатели для оценки уровня профессиональной компетентности

— видов дошкольных образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности;

1. Для оценки профессиональной компетентности по каждому показателю устанавливается следующая шкала баллов:

0 баллов – знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;

1 балл – наличие знаний, умений или результатов деятельности;

2 балла – высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.

2. При суммарной оценке профессиональной компетентности в баллах, составляющих не менее 50, старшему воспитателю присваивается первая квалификационная категория, а свыше 50 баллов – высшая квалификационная категория.

Советуем прочитать также:  Новости Лучшие риэлторы Москвы: Рейтинг и отзывы 2025 года

Анкета
«Заведующий глазами воспитателя»

Уважаемые коллеги! Просим оценить по всем пунктам анкеты профессиональные и личностные качества руководителя учреждения. Надеемся, что ваши ответы будут искренними.

Внимательно прочтите пункты анкеты и против каждого из них поставьте баллы:

9–8 — качество проявляется практически всегда.

7–6 – проявляется часто.

5-4 – качество проявляется в 50% случаев

3-2 – качество проявляется редко.

1 – качество практически отсутствует

0 – не могу оценить.

Качество Баллы
1. Умеет вызвать и поддержать интерес коллектива к какой-либо проблеме.
2. Поднимает вопросы, которые часто вызывают дискуссии.
3. Следит за реакцией педагогов.
4. Соблюдает логическую последовательность в изложении материала.
5. Хорошо разъясняет сложные места.
6. Обладает высокой культурой речи, нормальным темпом изложения.
7. Умеет снять напряжение, усталость.
8. Ориентируется на использование нововведений
9. Творчески подходит к своему делу
10. Проявляет доброжелательность и такт по отношению к педагогам.
11. Объективно оценивает деятельность педагогов.
12. Уважительно относится к коллегам.
13. Располагает к себе манерой поведения и внешним видом.
14.Быстро принимает решение в сложной ситуации

От 126 до 100 баллов – высшая категория

От 99 до 80 – первая категория

Анкета «Оценка деятельности заведующей педагогическим коллективом»

Анализируется общее количество отрицательных ответов. Делается вывод о недостатках. Можно давать количественную оценку в зависимости от того, каков разброс в мнениях. Ответ по каждому суждению — да, нет.

  1. Уважаем ли мы его?
  2. Чувствуем ли мы себя спокойно в его обществе?
  3. Он вызывает раздражение:
    • своим бестактным поведением
    • непродуманными действиями
    • несправедливостью
    • другими действиями
  4. Уделяет ли должное внимание благополучию своих подчиненных
  5. Умеет ли хорошо организовать работу своих подчиненных
  6. Соответствует ли уровень его компетентности выполняемой работе и занимаемой должности
  7. Производи? ли в целом хорошее впечатление
  8. Обладает ли качествами, необходимыми хорошему руководителю
  9. Умеет ли поддерживать дисциплину
  10. Много ли уделяет внимания изучению смежных научных проблем
  11. Много ли уделяет внимания вопросам, связанным с задачами своего подразделения
  12. Имеет ли склонность к пониманию людей
  13. Обладает ли : спокойствием стойкостью выдержкой
  14. Обладает ли энтузиазмом и другими качествами, позволяющими сплачивать людей, создавать оптимистический настрой
  15. Можно ли работать под его руководством спокойно, уверенно, без страха и сомнений
  16. Обладает ли он чувством меры при распределении своего времени
  17. Может ли он думать спокойно, рассудительно, не впадая в излишние эмоции
  18. Умеет ли он принимать решения неполной и противоречивой информации
  19. Способен ли он изыскать новые средства, возможности и лучшие методы
  20. Оригинальны ли его решения
к содержанию ↑

«Эффективное управление ДОУ: 5 факторов успешного руководителя» / Сахарова Вера Алексеевна. Работа №323922

Эффективность работы дошкольного учреждения прежде всего зависит от руководителя. От того, как он определит линию развития своего учреждения, каков его стиль руководства. Как он выстроит отношения с коллегами, и каковы будут способы мотивации сотрудников.

Какой климат будет создан в коллективе.Разберемся, какие факторы определяет успешного и эффективного заведующего ДОУ.Только при наличии такого уровня подготовки современный заведующий обладает необходимыми навыками и компетенциями. Это позволяет ему ориентироваться в своей работе на ФГОС, т.е. отвечать государственным требованиям в управлении ДОУ.

Эффективное управление ДОУ: 5 факторов успешного руководителя
Эффективность работы дошкольного учреждения прежде всего зависит от руководителя. От того, как он определит линию развития своего учреждения, каков его стиль руководства. Как он выстроит отношения с коллегами, и каковы будут способы мотивации сотрудников.

Какой климат будет создан в коллективе.Разберемся , какие факторы определяет успешного и эффективного заведующего ДОУ.

Фактор 1. Образование
Без образования сегодня никуда. А чтобы стать заведующим дошкольного учреждения, требуется соответствующая квалификации.

Варианта два:
— высшее профессиональное образование по направлению«Государственное и муниципальное управление»,«Менеджмент » или «Управление персоналом»
— стаж работы на педагогических должностях от 5 лет или высшее профессиональное образование
дополнительная профессиональная подготовка в области государственного и муниципального управления или экономики и менеджмента
стаж работы на руководящих или педагогических должностях не менее 5 лет

Мнение эксперта
Шаповалов Денис Петрович

Только при наличии такого уровня подготовки современный заведующий обладает необходимыми навыками и компетенциями. Это позволяет ему ориентироваться в своей работе на ФГОС, т.е. отвечать государственным требованиям в управлении ДОУ.

Чтобы повышать уровень своего профессионализма, заведующий:

— Занимается научно-исследовательской работой.
— Принимает участие в тематических форумах.
— Посещает конференции и семинары.

Вывод: настоящий современный руководитель – это результат долгого труда, личностного и профессионального роста, а также регулярное повышение квалификации.

Фактор 2. Законодательство и прочие документы
Для грамотного и эффективного руководства дошкольным учреждением заведующий должен отлично разбираться в законодательстве. В своей работе он должен опираться исключительно на действующую нормативно-правовую базу:

— Законодательство РФ
— Конституция РФ
— Конвенция ООН о правах ребенка
— Нормативные документы, регламентирующие работу ДОУ
— Закон «Об образовании в Российской Федерации»

Это далеко не полный перечень необходимой документации. Однако, чтобы быстро реагировать на все изменения, руководитель должен заниматься постоянным мониторингом нововведений в этой области.

Это позволит следить за качеством предоставляемых услуг, отслеживать новые тенденции в подходе к образовательному процессу.

Советуем прочитать также:  Новости Может ли прокурор возбудить дело об административном правонарушении? Узнайте здесь!

Большой кластер знаний требуется и в области финансов и экономики. Среди качеств современного и эффективного руководителя ДОУ:

— умение эффективно распределять бюджетные средства
— рациональное формирование фонда оплаты труда
— поиск внебюджетных источников финансирования

Фактор 3. Стратегическое управление и продажи
К одной из эффективных систем руководства можно отнести стратегическое управление, а именно:

Мнение эксперта
Шаповалов Денис Петрович

— Умение грамотно определять цели развития, устанавливать пути их достижения.
— Умение находить и обнаруживать основные проблемы в системе управления.
— Вовремя вносить коррективы и поправки в организацию работы ДОУ.

— Использовать разносторонние способы воздействия на педагогический коллектив.
— Уметь обнаруживать скрытый потенциал сотрудников и обеспечивать условия для их раскрытия и развития.

Основная задача руководителя – сопоставить цели и задачи государства и региона с собственными представлениями о развитии ДОУ.

При этом необходимо учитывать экономические, социальные и культурные особенности своего региона. Использовать в системе управления такие направления, как:

— стратегический менеджмент
— сегментацию образовательных услуг
— различные виды стратегий развития

При управлении дошкольным учреждением необходимо учитывать стадии его жизненного цикла, а также проводить постоянный анализ конкурентов на рынке оказываемых услуг.
Образовательные услуги сегодня – это товар. Задача современного руководителя донести эту мысль до сотрудников.

Все просто. Спрос на этот вид товара зависит от качества предоставляемых услуг, т.е. простым языком, от того, насколько качественно выполняют свою работу воспитатели.

Поэтому первостепенное значение должно уделяться обучению персонала и повышению его квалификации. При этом не имеет значения, что это за сотрудник – воспитатель, медицинский работник или повар.

Фактор 4. Заведующий или бизнесмен
Когда дошкольное учреждение – это не только место, где ребенок ожидает возвращения родителей, а центр, где ребенок с радостью проводит время – это хороший детский сад с комплексным развитием ребенка.

Руководитель обязан учитывать:
— профессиональные возможности воспитателей
— интересы детей
— запросы родителей (с точки зрения потребителя услуги).

Как и любой руководитель, заведующий нацелен на оптимальную работу своего учреждения. Здесь важна работа на перспективу.

ВАЖНО:
— Уметь распознать современные тенденции, оптимально внедрить их.
— Максимально оптимально определять и ставить задачи на будущее.
— Находить оптимальные пути достижения поставленных целей и задач, которые будут актуальны не только сегодня, но и в ближайшем будущем.

— Разбираться в современных технологиях и постоянно внедрять новые инновации.

Бизнесмен – это лидер. Заведующий детским дошкольным учреждением – это лидер вдвойне. Он руководит не только педагогическим коллективом. Он также работает и непосредственно с родителями, в какой-то степени являясь лидером и для них.

Хорошего заведующего определяет уверенность в своих силах. Для коллектива сильный и уверенный руководитель – это психологический комфорт и желание к саморазвитию. Для родителей такой заведующий – это фактор уверенности и безопасности.

Фактор 5. Психология отношений и коммуникации
Современный заведующий ДОУ – это превосходный психолог и коммуникатор.
Полную картину ДОУ можно создать только через непосредственное общение с коллективом, родителями и воспитанниками.

Только так можно определить возникающие проблемы и максимально быстро и эффективно их решить.

Заведующий должен отлично разбираться в людях, чтобы выстраивать ровные деловые отношения со всеми. Его характеризует стрессоустойчивость и эмоциональная уравновешенность. Это позволяет:

Максимально эффективно разрешать конфликты.
Подбирать нацеленную на результат команду воспитателей и обслуживающего персонала.

Комфортный климат, который создает заведующий в своем коллективе, отражается на успехах всего персонала. Вот чем должен руководствоваться современный заведующий в своей работе:

— Вовлекать персонал в процесс работы и управления
— Находить источники индивидуальной мотивации сотрудников к самосовершенствованию
— Всегда находить индивидуальный подход в работе с каждым сотрудником
— Поддерживать оптимальный благоприятный микроклимат в коллективе
— Создавать условия для раскрытия сильных личностных качеств сотрудников
— Предоставлять условия развития успеха каждого сотрудника: повышение квалификации, творческое развитие или карьерный рост – каждый сотрудник вправе решать сам.

Выводы
Кто он – современный заведующий ДОУ? Педагог или исследователь? Управленец или стратег? Бизнесмен или психолог? Ответ очевиден – чтобы отвечать всем требованиям современного управления дошкольным учреждением, необходимо совмещать в себе все эти качества. Быть многогранной личностью.

И если вы хотите оставаться таким руководителем всегда, вас ожидает упорный труд и постоянная работа над собой. Но в конечном итоге, цель ведь благая – воспитание будущего поколения!

© 2016-2024 сетевое издание «Солнечный свет» , 0+

  • Курсы повышения квалификации
  • Тестирование для педагогов
  • Олимпиады
  • Викторины
  • Творческий конкурс
  • Опубликовать материал на сайте
  • Опубликовать статью в печатном сборнике
  • Заказать рецензию
  • Пользовательское соглашение
  • Политика конфиденциальности
  • Реквизиты
к содержанию ↑

Марина Ладыгина: «Делаем все для того, чтобы наш детский сад стал для малышей вторым домом»

Мнение эксперта
Шаповалов Денис Петрович

Свои двери детский сад № 50 г. Хабаровска распахнул в 2020 году. Разместившееся в новом здании и оснащенное по последнему слову техники, дошкольное учреждение рассчитано на 190 мест.

Заведующая детским садом Марина Ладыгина признается, что здесь царит поистине домашняя атмосфера. — Просторные помещения, сенсорная комната, компьютерный класс, два логопункта — все это наш детский сад. Его изюминка — открытое и прозрачное образовательное пространство: материалы, развешанные на стенах, подкрепляются QR-кодом для того, чтобы все желающие могли перейти по ссылке и ознакомиться с ними более подробно.

Советуем прочитать также:  Новости Справка уклониста: что это и зачем нужна?

Большое внимание мы уделяем созданию развивающей среды, которая вынесена за рамки групп: для нее стараемся задействовать все помещения. Один из примеров — мини-музеи, которые располагаются прямо в коридорах. Они стали результатом нашей с ребятами проектной работы.

Среди реализованных мероприятий — проект ко Дню космонавтики, в рамках которого старшая группа изучила эту тему, разрисовала стену, сделала тематические поделки и украсила ими музей. Второй проект посвящен истории коренных народов Приамурья. В его реализацию активно включились родители малышей, которые пополнили коллекцию музея книгами, национальной одеждой и прочими атрибутами.

Мини-музей стал итогом и еще одного проекта, посвященного Олимпийским играм. Он вырос из традиционной олимпиады с летними видами спорта, которую мы на протяжении уже двух лет проводим на базе детсада. Еще один проект — собственный театр.

Труппа состоит из воспитателей, которые готовят различные постановки — настоящие представления! Но здесь действует и детская театральная студия, где пробуют себя в роли актеров малыши. Для нас очень важно, что в реализации проектов вместе с детьми участвуют и их родители. А еще то, что все это проходит под чутким руководством педагогов, которые ко всему подходят с креативом и любовью.

На момент открытия детского сада остро стоял кадровый вопрос, сейчас он решен — во многом благодаря тому, что мы плотно работаем с педагогическим вузом города. Его студенты приходят к нам на практику, а потом остаются насовсем. Освоиться им помогает дружный педагогический коллектив.

У нас успешно работает система наставничества и преемственности. Мы всегда находимся в поиске новых возможностей, стараемся осваивать в своей работе новые современные направления. Одно из них грантовое.

Уже оформляем заявку для открытия соляной пещеры, также в планах специальное покрытие для занятий Бочче. Эту спортивную игру мы успешно внедрили в работу с детьми с ОВЗ первыми среди детсадов Хабаровска и теперь являемся ее продвиженцами. В нынешнем году заняли второе место в городском конкурсе «Слагаемые здоровья», где представляли игру.

В планах уже этим летом организация городского фестиваля. Еще одно наше новшество — тематические недели, которые проходят традиционно раз в месяц. Например, не так давно мы впервые провели Неделю психологии.

В результате в группах появились методические пособия по детской психологии, коврики и рукавички дружбы, а на электронных площадках — ролик с консультацией психолога. Впереди — Неделя развития речи, Неделя математики, Неделя физического развития и другие. В ближайшей перспективе — открытие научно-исследовательской лаборатории и группы адаптации и развития для детей от 1 до 3 лет и их мам.

Ко дню рождения детского писателя появится библиотека им. К. И.

Чуковского. На любви к детям держится этот мир! Наш детский сад — воплощение любви и заботы о подрастающих людях.

Автор: Вера Чернова/&nbsp Опубликовано в журнале: 2025-1Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Вконтакте

к содержанию ↑

НОВОЕ

Победителей Первой инвестиционной премии «Вершина» наградили на КИФ-2024

В Грозном состоялась торжественная церемония вручения Первой инвестиционной премии «Вершина», которая стала одним из главных событий Кавказского инвестиционного форума.

Премия присуждается значимым инвестиционным проектам, выдающимся компаниям и личностям за их вклад в рост экономики и развитие…

Более 60 деловых мероприятий и 300 экспертов: Кавказский инвестиционный форум объявил состав спикеров

Мнение эксперта
Шаповалов Денис Петрович

Опубликована расширенная деловая программа Кавказского инвестиционного форума, который состоится 15 – 17 июля в столице Чеченской Республики – городе Грозном.

Программа КИФ-2024 объединит более 60 мероприятий и будет включать в себя круглые столы, деловые сессии, открытые разговоры,…

к содержанию ↑

На КИФ подписано соглашение о строительстве пятизвездочного отеля на Каспийском побережье

Инвестор построит к 2028 году отель категории пять звезд на 220 мест на Каспийском побережье в границах особой экономической зоны.

Объем заявленных инвестиций составляет почти 5 млрд рублей.

ООО «Фабрика мороженого «Славица»: через инвестиции к росту

«Славица» вносит значимый вклад в развитие пищевой отрасли Республики Татарстан

Бренд «Славица» широко известен в Татарстане вкусом настоящего мороженого. Секрет успеха — в соблюдении рецептуры и строгом…

Три новых национальных туристических маршрута появилось в России

Это маршруты Кемеровской и Мурманской областей, а также маршрут, объединяющий Татарстан, Чувашию и Марий Эл.

Такое решение принял Экспертный совет при Министерстве экономического развития РФ по результатам рассмотрения заявок регионов,…

Следующая
РазноеНовости Полковник и Генерал: Интересные факты, История и Различия

Добавить комментарий