Новости Кому не назначаются обязательные работы: Полный список исключений
Впервые уголовное наказание в виде обязательных работ закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г.
Обязательные работы относятся к основным видам наказаний и преимущественно назначаются за преступления небольшой тяжести, то есть максимальное наказание за которые не превышает 3-х лет лишения свободы.
В соответствии со статьёй 49 Уголовного кодекса Российской Федерации обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ.
Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Как правило, такие работы не требуют специальных познаний, квалификации, и заключаются в уборке и благоустройстве улиц и иных городских территорий, выполнении подсобных работ.
Трудовая деятельность осуществляется осужденными принудительно, без какого-либо вознаграждения и только в свободное от основной работы или учебы время.
Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
В рабочие дни продолжительность обязательных работ не может превышать двух часов, а с согласия осужденного – четырех часов в день.
Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.
При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов.
Для несовершеннолетних срок наказания составляет от 40 до 160 часов, заключается в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняется им в свободное от учебы или основной работы время.
Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте от 14 до 15 лет не может превышать 2 часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет – трёх часов в день.
В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ они заменяются более строгим видом наказания – принудительными работами, либо лишением свободы.
При этом время в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока наказания из расчета один день принудительных работ или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
В силу специфики обязательных работ они не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
В соответствии с требованиями статьи 25 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации наказание в виде обязательных работ исполняют по месту жительства осужденных уголовно-исполнительные инспекции, которые ведут учет осужденных, отработанного ими времени, контролируют их поведение.
Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора.
К основным полномочиям уголовно-исполнительной инспекции в сфере исполнения наказания в виде обязательных работ относятся:
— разъяснение им порядка и условий отбывания наказания;
— согласование с органами местного самоуправления перечня объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы;
— контролирование поведение осужденных;
— ведение суммарного учета отработанного осужденными времени.
На администрацию организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, возлагаются контроль за выполнением определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.
Основными обязанностями осужденных к обязательным работам относятся:
— соблюдение правил внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы;
— добросовестное отношение к труду;
— работа на определяемых для них объектах и отработка установленного судом срока обязательных работ;
— постановка в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства, а также явка по её вызову.
Если осужденному предоставлен отпуск по основному месту работы, это не приостанавливает дальнейшего исполнения наказания.
Однако, в случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой группы, осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. А в случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.
На осужденных не заводится трудовая книжка. Время отбывания обязательных работ не включается в трудовой стаж.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ признается осужденный:
— более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
— более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
— скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
В отношении осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания обязательных работ, вид наказания может быть заменен более строгим видом.
За период 2020 г. по учетам уголовно-исполнительной инспекции прошло 1117 (1288) осужденных к обязательным работам, из которых 66 (94) в связи нарушением порядка и условий отбывания наказания произведена замена на лишение свободы, 21 (19) осужденным совершены повторные преступления.
В ходе осуществления надзора за законностью исполнения наказания в виде обязательных работ прокурорами в прошедшем году выявлено 78 (82) нарушений закона, по фактам которых внесены представления, нарушения устранены, виновные лица привлечены к дисциплинарной и административной (4 лица) ответственности.
В частности, прокурорами выявлялись факты утверждения администрациями муниципальных образований перечней объектов и видов обязательных работ, не отвечающих критериям общественной полезности.
Установлены факты несогласования с уголовно-исполнительной инспекцией определяемых объектов и видов работ, необоснованного определения времени отбывания наказания, объектов и видов работ администрациями сельских поселений, включения объектов прекративших свою деятельность.
Пресечены нарушения в деятельности администраций организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы, выразившиеся в неознакомлений осужденных с правилами внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание, ненадлежащем учете отработанного осужденными времени.
В деятельности уголовно-исполнительной инспекции установлены нарушения закона при осуществлении контроля за отбыванием наказаний, учете отработанного времени.
Старший помощник прокурора области
по надзору за соблюдением законов при
исполнении уголовных наказаний П.С. Велим
к содержанию ↑Обязательные работы как вид наказания
Статья 49 УК РФ – обязательные работы является новой по сравнению с УК РСФСР, хотя в истории уголовного законодательства подобное или к нему наказание встречалось (например, общественные работы, назначавшиеся в Российской империи волостными судами). Включение обязательных работ в систему наказаний современной России осуществлено с учетом рекомендаций международного сообщества, а также практического опыта ряда зарубежных государств.
Согласно ст. 4Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» положения УКРФ, относящиеся к данному виду наказания, вводятся в действие отдельным федеральным законом по мере создания необходимых социально-экономических условий для исполнения этого наказания, но не позднее 2004 г. В качестве вида наказания, применяемого в Российской Федерации, обязательные работы были введены Федеральным закономот 28 декабря 2004 г.
N 177-ФЗ. Поэтому время фактического начала их применения отсчитывается с начала 2005 г.
Содержание рассматриваемого наказания, как указано в ч. 1 ст. 49УК РФ, состоит в выполнении осужденным в свободное от работы время или во время, свободное от учебы, бесплатных общественно-полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Конкретный характер такого рода работ действующим законодательством не определен. Чаще всего, это работы, не требующие высокой квалификации и не престижные у населения, например уборка мест общественного пользования.
Обязательные работы относятся к числу срочных видов наказания. В отличие от других наказаний их продолжительность исчисляется в часах. На основании ч.
2 ст. 49УК РФ обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день в свободное от основной работы или учёбы время. Если исходить из продолжительности работ по четыре часа в день, то срок обязательных работ в пределах, обозначенных названной правовой нормой, может составлять от пятнадцати до шестидесяти дней.
В части 4 ст. 49УК РФ определен круг лиц, которым обязательные работы не могут быть назначены. Это инвалиды первой группы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
В случае злостного уклонения осужденного от обязательных работ ч. 3 ст. 49УК РФ позволяет заменять их ограничением свободы, арестом или лишением свободы.
Согласно ст. 30Уголовно-исполнительного кодекса РФ, злостно уклоняющимся от отбывания данного наказания считается осужденный: а) более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин; б) более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину; в) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания.
В первом полугодии 2013 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Бугуруслана Оренбургской области наказание в виде обязательных работ назначено 9 осужденным. Возможно, полагая такое наказание «несерьёзным», некоторые осуждённые легкомысленно относятся к его отбыванию.
Это заблуждение чревато последствиями. Наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.
Приговор суда подлежит безусловному немедленному исполнению после его вступления в законную силу без каких-либо не предусмотренных законом отлагательных условий.
Возможно, полагая такое наказание «несерьёзным», некоторые осуждённые легкомысленно относится к его отбыванию. Это заблуждение чревато последствиями. Наказание — это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Приговор суда подлежит безусловному немедленному исполнению после его вступления в законную силу без каких-либо не предусмотренных законом отлагательных условий
За указанный выше период времени судом рассмотрены 2 представления начальника Уголовно-исполнительной инспекции о замене обязательных работ более строгим видом наказания. — лишением свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении.
Из материалов начальника Уголовно-исполнительной инспекции усматривается, что осужденным выносилось предупреждение о замене обязательных работ более строгим видом наказания, проводилась профилактическая беседа о недопустимости нарушений исполнения приговоров в дальнейшем.
Оба представления Уголовно-исполнительной инспекции были удовлетворены в полном объеме. Наказание в виде обязательных работ заменены на наказание с отбыванием наказания в колонии-поселения.
к содержанию ↑Статья 49. Обязательные работы
1. Обязательные работы заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
2. Обязательные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до четырехсот восьмидесяти часов и отбываются не свыше четырех часов в день.
3. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются принудительными работами или лишением свободы. При этом время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока принудительных работ или лишения свободы из расчета один день принудительных работ или один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
4. Обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Следующая