Новости Может ли прокурор возбудить дело об административном правонарушении? Узнайте здесь!
Аннотация
В данной статье анализируются полномочия прокурора, предоставленные ему для участия в производстве дел об административных правонарушениях, а также рассматриваются особенности действий прокурора при осуществлении своих надзорных функций, при этом выявляются некоторые пробелы действующего законодательства в отношении деятельности прокурора.
Библиографическая ссылка на статью:
Юрина В.М. Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях // Современные научные исследования и инновации. 2020.
№ 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/01/91145 (дата обращения: 27.07.2024).
Административная ответственность – одна из самых распространённых видов юридической ответственности, так как активно принимает участие в обеспечении порядка в обществе, а также защищает права граждан, выступая эффективным способом воздействия на общественные отношения. Административная ответственность является составным элементом административного принуждения и, в свою очередь, обладает всеми его характерными качествами, а административное наказание как мера юридической ответственности назначается множеством субъектов.
На основе действующего законодательства, прокурор является участником производства по делу об административном правонарушении, и, согласно, ст.25.11 он обладает правом осуществлять свои полномочия в трёх формах.
Во-первых, прокурор вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, согласно п 1 ч. 1 ст. 25.11, а также ч.
1 ст.28.4 КоАП. Во-вторых, прокурор имеет право принимать участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, в соответствии с п. 2 ч.
1 ст. 25.11 КоАП. В-третьих, прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия, согласно п.
3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП [1].
На законодательном уровне установлено, что лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, которое совершено несовершеннолетним либо дело об административном правонарушение, которое возбуждено по инициативе прокурора, обязано сообщать прокурору о времени и месте его рассмотрения. Прокурор, участвуя в административном производстве, становится участником разбирательства на любой стадии производства. Не предупреждение прокурора о времени и месте рассмотрения дела, возбужденного по его инициативе, служит причиной для отмены вынесенного решения, и не позволяет прокурору использовать свои права и выполнять обязанности в полной мере.
Кроме этого, прокуроры принимают участие в рассмотрении дел судами, в отношении специальных субъектов. К ним относятся: судьи, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, высшие должностные лица муниципальных образований и т.д.
Осуществляя надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, а также исполнением законов, действующих на её территории, прокурор имеет право возбудить дело о любом административном правонарушении, за которое предусмотрена ответственность КоАП РФ или законом субъекта РФ. Перечень дел, относящийся к компетенции прокурора, указан в части 1 статьи 28.4 КоАП РФ, однако, данный список постоянно расширяется, что говорит об увеличении «исключительных» полномочий прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях [2].
В случае, выявления факта совершения административного правонарушения, прокурор выносит постановление о возбуждение дела, оформленное согласно ст. 28.2 КоАП РФ. Хотя, необходимо отметить, что практически схожие элементы протокола об административном правонарушение, должны быть указаны в постановление прокурора, что является не совсем целесообразным.
Это вызвано тем, что протокол и постановление имеют разную юридическую природу. Если, протокол – это документ, фиксирующий какое-либо событие, факт совершения правонарушения, то постановление – это акт прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В связи с этим, постановление не содержит сведений о фамилии, адресах свидетелей, потерпевших, объяснения правонарушителя и других данных, что может послужить причиной для его возврата органом или должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении.
На практике, прокуроры часто не указывают данные, содержащиеся в ст. 28.2 КоАП, что приводит к нарушению требований данной статьи.
Также на прокурора возлагается исключительная компетенция по рассмотрению обращений, содержащих факт совершения административного правонарушения, и он не вправе перенаправлять это другим органам и должностным лицам, поэтому, кроме, надзорной функции, органы прокуратуры выполняют функцию административного преследования. Следует заметить, что прокурор, возбуждая производства по делу об административном правонарушении, как участник производства, выступает в качестве обвинителя, исполняя функцию административного преследования.
В соответствии со ст. 30.12 КоАП прокурор обладает правом обжалования, опротестования решений, вынесенных после рассмотрения постановления. Жалоба, а также протест на постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Обжалование постановления по делу об административном правонарушении обладает следующими признаками: протест вносится на постановление судьи либо юрисдикционного органа, которое ещё не вступило в законную силу; после этого дело передается в вышестоящий орган на рассмотрение; далее, дело проверяется в полном объеме и при обнаружении значительных нарушений, оно может быть заново рассмотрено. По своей сути, протест прокурора приравнивается к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, но необходимо выделить, что жалоба подается лицами, которые непосредственно принимают участие в процессе и только на решения, которые к ним относятся. В свою очередь, принесение протеста прокурором не зависит от органа или должностного лица, которое приняло решение, поэтому прокурор имеет право приносить протест на любое решение по делам об административных правонарушениях [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что прокурор, принимая участие в рассмотрение дела об административном правонарушении в формах, которые были указаны выше, добивается пресечения противоправных действий, в случае, возбуждения дела об административном правонарушении, привлекает к ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, достигает социально-значимых результатов. В случае, участия прокурора по делам об административных правонарушениях, касаемо специальных субъектов, а также несовершеннолетних, прокурор восстанавливает справедливость, однако, как нами было выявлено, в некоторые формулировки настоящего Кодекса необходимо внести изменения, чтобы деятельность органов прокуратуры в производстве по делам об административных правонарушениях была ещё более эффективной.
- Безрукавая Н.И. Цели и задачи участия прокурора в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях// Правопорядок: история, теория, практика. 2018. №1. С. 11–15.
- Балаклеец И.И., Цуприк М.Б. Актуальные аспекты участия прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях// Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №8. С. 176–180.
- Панцарино А.В. Полномочия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях. Особенности правового статуса прокурора// Вестник науки и образования. 2018. №1. С. 23–27.
© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.
к содержанию ↑Полномочия прокурора в сфере производства по делам об административных правонарушениях
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ прокурор обладает полномочием возбуждать дело об административном правонарушении по отдельным составам, перечисленным в КоАП РФ, принимать участие при рассмотрении таких дел и обжаловать принимаемое решение. Кроме того, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, предусмотренном КоАПРФ.
Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях осуществляется путем:
возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;
участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;
принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;
совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.
Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений.
Однако надзорные функции, закрепленные за прокурором ст.
24.6 КоАП РФ, не распространяются на сферу производства по делам об административных правонарушениях в судах.
Часть 2 ст. 25.11 КоАП РФ говорит лишь о необходимости извещения прокурора о рассмотрении дела, возбужденного им самим или дела в отношении несовершеннолетнего.
По таким делам прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, предоставлять доказательства и пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством об административных правонарушениях (п. 2 ч. 1 ст.
25.11 КоАП РФ).
Кроме того, прокуроры обязаны участвовать в рассмотрении судами дел в отношении, так называемых специальных субъектов (в отношении судей, членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, кандидатов в Президенты, в депутаты Государственной Думы РФ, в депутаты представительных органов власти субъектов РФ и высших должностных лиц муниципальных образований и др.), независимо от того, кем возбуждено дело.
Исходя из анализа норм закона, а также организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, фактически на сегодняшний день к рассматриваемым судами делам, где допускается участие прокурора, относятся:
— во-первых, дела, возбужденные прокурором и пересматриваемые по инициативе самого прокурора или других участников процесса;
— во-вторых, дела, возбужденные иными органами, где инициатором пересмотра явился прокурор, принесший протест по результатам проведения проверки;
— в-третьих, дела в отношении лиц «с особым правовым статусом»;
— в-четвертых, дела в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях в указанных формах вызвано необходимостью пресечения противоправных действий лицами их совершившими, несения ими соразмерной ответственности (в случае возбуждения прокурором дела об административном правонарушении), а также необходимостью обеспечения законности, достижения общественно значимых результатов, восстановления справедливости (в случае участия по делам в отношении несовершеннолетних, специальных субъектов, принесения протеста).
к содержанию ↑Новое в судебной практике по спорам о компенсации морального вреда
15 ноября 2022 года Пленумом Верховного Суда РФ было принято Постановление N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» (далее — Постановление). В связи с принятием указанного Постановления признано утратившим силу действовавшее ранее Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации […]
к содержанию ↑Акт выездной налоговой проверки
По окончании выездной проверки проверяющие составят акт. Его оформят обязательно, независимо от того, есть у вас нарушения или нет. Срок его составления — два месяца с момента оформления справки о проведенной проверке.
Из акта вы узнаете, какие нарушения выявили проверяющие, какую сумму недоимки насчитали, какие штрафы предлагают применить и чем обосновывают свою […]
к содержанию ↑Обжалование решения суда общей юрисдикции по гражданскому делу
Право обжалования решения суда в вышестоящую инстанцию является важнейшей гарантией справедливого судебного разбирательства, действенным механизмом защиты прав и законных интересов граждан и организаций от возможной судебной ошибки. При этом эффективность процедуры оспаривания решения суда общей юрисдикции по гражданскому делу обеспечена сбалансированной трехуровневой системой: обжалование не вступившего в законную силу решения суда в апелляционном порядке; […]
к содержанию ↑Как возмещается вред здоровью, причиненный в результате ДТП?
За возмещением вреда здоровью, причиненного в результате ДТП, в зависимости от обстоятельств ситуации потерпевший вправе обратиться к страховщику по ОСАГО/ДСАГО, к РСА, к виновнику ДТП либо к собственнику ТС. Если обращение в порядке внесудебного урегулирования не дало результата, возместить вред здоровью можно через суд. Общие условия возмещения вреда здоровью Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) […]
к содержанию ↑Как установить факт принятия наследства умершим лицом?
По общему правилу для приобретения наследства наследник должен его принять в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принять наследство можно следующими способами: подать нотариусу заявление (о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на него) либо совершить действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства (п. 1 ст.
1152, п. п. 1, 2 ст.
1153, […]
к содержанию ↑Не нашли нужную практику?
Закажите консультацию и наш менеджер свяжется с Вами в течении 10 минут
Следующая