Новости Эксплуатация транспорта: эффективные стратегии и советы для оптимизации

Из обширного списка расходов, с которыми сталкиваются транспортные компании, можно выделить пять основных статей. Они самые затратные, но в то же время обладают наибольшим потенциалом для оптимизации.

Успех любой транспортной компании зависит от рациональных решений и внимательного отношения к мелочам. Пока некоторые унывают, сильные и эффективные руководители ищут способы оптимизировать затраты и сократить издержки.

Есть две противоположных стратегии: постараться сэкономить сегодня, отложив существенные траты на потом – или инвестировать в будущее, сократив при этом расходы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Какая стратегия окажется выигрышной? Чтобы ответить на этот вопрос, попробуйте оценить совокупную стоимость владения логистическим бизнесом. На этой диаграмме показана структура затрат:

Очевидно, что некоторые из статей расходов (налоги, сборы, штрафы, траты на покупку AdBlue) сократить практически невозможно. Но другие можно и нужно оптимизировать.

к содержанию ↑

Возраст автопарка: обновить или использовать старые грузовики?

Это насущный вопрос для любой транспортной компании. Старые автомобили могут служить достаточно долгое время, хотя и будут требовать вложений. Альтернативный вариант – продать такие машины, пока они не потеряли в цене, и на вырученные деньги приобрести новые грузовики в лизинг.

Стоимость владения б/у автомобилем старше 3 лет:

  • Эксплуатационные расходы (ТО, запчасти, ремонт) за 5 лет – ₽2,4 млн;
  • Коэффициент выхода на линию – 70% и ниже;
  • Экономия на налогах НДС и НП – 0.

Мнение эксперта
Шаповалов Денис Петрович

Если вы оставите всё как есть, платить ни за что (кроме ремонта техники, которая будет периодически ломаться) не придётся. Эта стратегия на первый взгляд безопасна. Но стоит учесть, что и лизинг не требует вложений на старте.

По расчётам компании Технолизинг, если машина продаётся за 60% от её первоначальной стоимости, а первый взнос по лизингу покрывает 50% от стоимости нового грузовика, его владелец остаётся в плюсе.

Преимущества нового транспорта неоспоримы: это высокий процент выхода на линию (97%), возможность заключения выгодных контрактов с требовательными заказчиками и повышенный комфорт для водителей.

к содержанию ↑

Экономия топлива: жесткий контроль или мотивация сотрудников?

Для транспортного бизнеса управление топливными расходами – краеугольный камень. Не секрет, что около 50% расходов перевозчиков приходится именно на горючее. Есть несколько способов сократить эти расходы, и внедрять их лучше комплексно: установить системы мониторинга, обучить водителей экономичному вождению и стимулировать их к использованию полученных знаний, внедрив систему вознаграждений.

Телематика поможет контролировать расход топлива и предоставит объективную информацию. Эти данные станут основой для оптимизации расходов на топливо. Системы мониторинга также повлияют на дисциплину водителей, которые будут знать, что каждый литр дизельного топлива на счету.

Сколько можно сэкономить, внедрив телематику?

При эксплуатации парка из 60 большегрузов экономия составит до 20% в год. В денежном выражении это ₽4,7 млн. Из этой суммы необходимо вычесть стоимость оборудования (около ₽18 тыс. на каждую машину) и абонентскую плату (₽450 на каждую машину ежемесячно) – около ₽1,25 млн. Таким образом, только за первый год владелец автопарка сэкономит около ₽3,35 млн, а в будущем выгода будет расти, так как платить за оборудование уже не придётся.

Но просто оснастить телематикой автопарк мало. Расход топлива сильно зависит от стиля вождения, и многие водители не совершенствуют свои показатели, не зная о простых и эффективных методах экономии. Поэтому обучение водителей – не менее важная часть оптимизации, которая повысит их профессиональную подготовку и обязательно окупится в дальнейшем.

Важно отметить, что экономичное вождение – это вождение аккуратное и безопасное. Оно не только уменьшает расход топлива, но и снижает аварийность.

к содержанию ↑
Советуем прочитать также:  Новости Купить знак отличник погранвойск 2 степени СССР

Выбор шин: доступные или энергоэффективные?

Шины – еще одна статья расходов автоперевозчиков. Когда на счету каждый рубль, вопрос во что «обувать» автопарк совсем не копеечный.

Использование дешевых шин может сократить расходы на 50% — просто потому, что они дешевые. В общей структуре расходов траты на шины занимают всего 1%. Но пробег до очередной замены при этом сократится, а расход топлива вырастет.

Таким образом, сэкономив 0,5% от общей стоимости владения компанией (примем это значение за ₽500 тыс.), вы можете потерять до 5% (т.е. до ₽5 млн) из-за повышенного расхода топлива и необходимости более частой замены шин.

Мнение эксперта
Шаповалов Денис Петрович

Выходит, что без правильно подобранных шин все усилия по сокращению расходов могут оказаться неэффективными. Но и эту проблему можно решить.

Рассмотрим эффективность энергосберегающих шин на примере новой гаммы грузовых шин MICHELIN X MULTI ENERGY . Компания Мишлен разрабатывала их, поставив амбициозную задачу: сделать так, чтобы автопарки получили реальную экономию топлива, не жертвуя привычными значениями ходимости и управляемости. Инженеры компании комбинировали самые современные технологии и резиновые смеси.

Сколько можно сэкономить благодаря энергоэффективным шинам?

Комплект стандартных шин (ходимостью 270 тыс. км.) для автопоезда из 12 штук обойдется примерно в ₽300 тыс. Стоимость комплекта из 12 шин MICHELIN X MULTI ENERGY составит ₽456 тыс. Однако ходимость шин Мишлен достигает 350 тыс. км, а это значит, что при пробеге в 180 тыс. км. в год менять их придется не каждые полтора, а каждые два года.

Но это не главное. При указанном пробеге и цене топлива в ₽47 за литр автопоезд, обутый в обычные шины за год сожжет горючего на ₽7,614 млн, в то время как автопоезд в шинах MICHELIN – на ₽7,004 млн. Это неудивительно, ведь сравнительные испытания показали преимущество MICHELIN: расход топлива на каждые 100 километров пробега сократился на 2,4 л. в сравнении с шинами других производителей. Таким образом, экономия превысит ₽450 тыс. на каждый автопоезд и для автопарка из 60 машин составит ₽27 млн.

Переобувать весь автопарк разом не обязательно. Каждый грузовик, сменивший шины на энергосберегающие, уже начнет приносить экономию.

В таком случае замена будет происходить постепенно, по мере износа старых комплектов шин. Такая практика снизит единовременные расходы, а экономия будет увеличиваться, пока не достигнет по-настоящему ощутимых величин.

Сколько денег сэкономят энергосберегающие шины для вашей компании? Рассчитайте выгоду с помощью калькулятора совокупной стоимости владения.

к содержанию ↑

Оплата труда: KPI или большой оклад?

Оплата труда составляет заметную часть расходов. Как сохранить доверие команды и сделать зарплату оптимальной, чтобы она устраивала и работника, и работодателя?

Лидеры сферы транспортных перевозок, как правило, привязывают выплаты к результатам сотрудников. Если речь идёт о водителях, то показателями эффективности могут стать:

  • расход топлива;
  • пройденный километраж;
  • отсутствие штрафов и опозданий;
  • количество выполненных рейсов или доставок.

Серьёзной мотивирующей частью при этом становится выплата премий (например, за экономию определенного количества топлива). Если зарплата водителя будет состоять не из фиксированной суммы, а из вознаграждения по формуле «оклад + премия за выполненную работу + бонусы за экономию топлива и бережливое отношение к автомобилю», расходы на оплату труда вырастут.

Но при этом появится заметный положительный эффект: увеличение количества выполненных рейсов (что позволит не расширять штат водителей), снижение потребности привлечения наёмного транспорта, сокращение затрат на топливо (в среднем на 5%) и ремонт автомобилей (в среднем на 4%).

к содержанию ↑

Обслуживание автопарка: дилер или «неофициал»?

На первый взгляд может показаться, что автопарк, машины в котором старше трех лет, целесообразно перевести на обслуживание в неофициальных дилерских центрах. Стоимость работ здесь ниже, неоргинальные запчасти дешевле, и экономия может составить до 30% (₽350 тыс.).

Принимая решение о работе с «неофициалами», руководитель, однако, должен отдавать себе отчет в том, что примерно в такой же степени возрастут и риски.

Поломки и связанные с ними простои, срывы сроков доставки с последующими неустойками и другие неприятные сюрпризы – стоят ли они экономии, которая в общей массе расходов весьма незначительна?

Сотрудничество с официальными СТО, гарантийные обязательства по выполненным работам, оригинальные запчасти – все это работает на непрерывную, стабильную деятельность вашей компании. Поэтому выбор лучше сделать в пользу официальных дилерских центров.

Мы рассмотрели основные статьи расходов транспортной компании. Конечно, расходы перевозчиков не ограничиваются этими пятью статьями. Однако налоги, сборы и штрафы оптимизировать невозможно, а прочие траты составляют менее 1% от стоимости владения.

Анализ совокупной стоимости владения компанией помогает правильно рассчитывать расходы, выявлять слабые места. Каждый из рассмотренных пунктов обладает значительным потенциалом для оптимизации издержек, но в конечном итоге всё зависит от правильных, продуманных решений, принимаемых руководителем предприятия.

Советуем прочитать также:  Новости Расписание автобусов Мулино Дзержинск: удобное поездки планирование и точные времена отправлений
к содержанию ↑

Транспортная логистика предприятия: оптимизируем расходы

Отдаем журнал бесплатно!

На транспортные расходы приходится существенная часть операционных затрат компании, поэтому экономическая служба должна систематически анализировать их эффективность, искать возможности для оптимизации. Оптимизация транспортных затрат поможет предприятию снизить себестоимость выпуска и реализации продукции, получить конкурентные преимущества на рынке сбыта. Однако в ходе этих работ следует придерживаться баланса между соображениями экономии затрат и обеспечения бесперебойности процессов транспортной логистики.

О приоритетных направлениях и наиболее эффективных способах оптимизации транспортных расходов компании читайте в статье.

к содержанию ↑

СТРУКТУРА ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ И МЕТОДЫ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ

Чтобы мероприятия по оптимизации транспортных расходов достигли своих целей, транспортную логистику предприятия нужно рассматривать как самостоятельный бизнес-процесс, состоящий из четырех групп процессов (рис. 1).

К группе основных процессов относятся процессы, которые непосредственно связаны с оказанием транспортных услуг:

• транспортировка груза от места загрузки до места выгрузки;

• экспедиционное обслуживание перевозки груза.

Группа вспомогательных процессов:

• техническое обслуживание и ремонт транспорта;

• обеспечение работы складской и ремонтной инфраструктуры;

• внутрихозяйственная транспортировка товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Группа обслуживающих процессов:

• материально-техническое снабжение (закупка горюче-смазочных материалов (ГСМ), запасных частей, спецодежды, инструмента, расходы на хозяйственные нужды и т. д.);

• осмотр транспорта перед выездом;

• обеспечение транспорта местами стоянки и хранения.

Группа управленческих процессов:

• планирование производственной деятельности;

• обеспечение предприятия заказами на услуги;

• управление деятельностью предприятия;

• контроль и учет результатов деятельности предприятия.

Возможности оптимизации транспортных расходов необходимо рассматривать по каждой группе процессов в отдельности.

По основным процессам возможные методы оптимизации расходов целесообразно рассматривать и в классификации по целевым направлениям использования транспортных средств компании (рис. 2).

Так, для направлений доставки ТМЦ от поставщиков и готовой продукции/товаров покупателям наибольший эффект оптимизации транспортных затрат дает контроль эффективности загрузки и оптимальности маршрутов транспортировки.

Затраты на доставку персонала и на транспорт для офиса оптимизируют путем сравнения стоимости содержания собственного и использования наемного транспорта. Расходы на транспорт для хозяйственных нужд предприятия оптимизируют через подбор такого графика использования транспорта, который позволит удовлетворить транспортные потребности с минимальными затратами.

Мнение эксперта
Шаповалов Денис Петрович

При разработке мероприятий по оптимизации транспортных расходов следует учитывать структуру этих расходов в аналитике статей затрат. Так, в общей структуре затрат на транспорт можно выделить следующие группы:

  • заработная плата сотрудников с отчислениями во внебюджетные фонды;
  • горюче-смазочные материалы;
  • техобслуживание и ремонт транспортных средств;
  • услуги подрядных организаций;
  • прочие расходы на транспорт.

Среднестатистическая доля указанных групп затрат в общей величине транспортных расходов приведена на диаграмме (рис. 3).

На основании показателей диаграммы можно сделать вывод, что для наибольшего эффекта в первую очередь следует оптимизировать такие затраты, как зарплата и расход ГСМ, а затем перейти к оптимизации расходов на техобслуживание/ремонт транспорта и услуги подрядных организаций.

Важный момент: прочие расходы следует оптимизировать выборочно по отдельным статьям и только в случае, если экономия затрат будет существенно превышать затраты по их оптимизации.

к содержанию ↑

НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Существует достаточно много способов сокращения транспортных расходов, мы рассмотрим наиболее эффективные.

Использование сдельно-тарифной формы оплаты труда

Применение сдельно-тарифной формы оплаты труда помогает оптимизировать транспортные расходы в части заработной платы в случае, когда объем грузоперевозок на предприятии нестабильный и меняется в течение года.

Суть способа: у сотрудников, непосредственно занятых грузоперевозками, заработная плата делится на постоянную и переменную части. Переменная часть переводится в расценки за единицу услуг, в качестве которой чаще всего выступает тонно-километр (т/км).

Если у предприятия падает объем оказываемых транспортных услуг, то снижается сумма начисленной переменной части заработной платы. Если объем услуг повышается, у предприятия сумма переменной части заработной платы увеличивается, но при этом снижается себестоимость единицы услуги в части расходов на зарплату.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 10, 2022.

к содержанию ↑

Узнать больше:

  • Стратегия снижения затрат
  • Как оптимизировать транспортные расходы
  • Решаем задачи оптимизации в Excel
  • Логистический аутсорсинг

Оптимизация затрат на автопарк

Многие производственные компании осуществляют доставку сырья, материалов и готовой продукции силами собственного автопарка. При этом доля затрат на содержание транспорта занимает заметную часть в составе общехозяйственных расходов, а рост цен на ГСМ постоянно ее увеличивает. Снижение логистических издержек должно выполняться грамотно – с сохранением доходности организации и без потери клиентов.

Советуем прочитать также:  Новости Кто выписывает административный штраф: Полный гид по процедуре и ответственным лицам

Рассмотрим наиболее эффективные стратегии управления затратами на автопарк.

к содержанию ↑

Основные задачи транспортной оптимизации

Оптимизация автопарка представляет собой сокращение издержек на перевозки без ущерба качеству их выполнения. Этот процесс реализуется путем детального планирования транспортных расходов и контроля над реализацией данного плана в разрезе «план-факт».

Приоритетными задачами транспортной оптимизации выступают:

  1. Развитие материально-технической базы предприятия (с особым упором на автоматизацию трудоемких работ).
  2. Регулярное техническое обслуживание и ремонт, своевременное обновление автопарка.
  3. Внедрение автоматизированных логистических систем, предоставляющих данные обо всех поездках за конкретный период.

Управление затратами должно производиться с помощью таких мер, которые не повлияют на безопасность груза, соблюдение сроков прибытия/отбытия, не увеличат длительность простоя на этапе погрузки/выгрузки.

к содержанию ↑

Как оптимизировать транспортную работу предприятия?

Оптимизация работы корпоративного транспорта направлена на повышение качества и увеличение коммерческой скорости перевозок. Именно так удается добиться роста товарооборота и привлечения новых клиентов. Достигается это такими способами:

  1. Разделение обязанностей служб логистики и эксплуатации.

Логистическая служба задает правила перевозочного процесса (планирует маршруты, согласовывает время доставки), подает задания в эксплуатационную службу и следит за правильностью их выполнения. Эксплуатационная служба же отвечает за проведение перевозки в заданные сроки на исправном транспорте и с заданным уровнем издержек. Такое делегирование обязательств подразумевает подчинение служб разным руководителям.

  1. Налаживание достоверного первичного учета.

Учетная информационная система позволяет обрабатывать путевые листы, вести помашинный анализ затрат, рассчитывать эксплуатационные показатели.

  1. Регламентирование деятельности компании.

Мнение эксперта
Шаповалов Денис Петрович

Любое предприятие обязано иметь перечень регламентов и строго им следовать. 95% действий персонала (в том числе, и на транспорте) должны выполняться согласно регламенту, а доля самодеятельности минимизируется.

  1. Разработка системы KPI.

Существует более 30 ключевых показателей эффективности, которые могут использоваться для оценки работы транспорта. Важно выбрать 7-10 основных параметров, которые будут объективно отражать текущую ситуацию и давать понимание причин возникающих проблем.

к содержанию ↑

Основные методы снижения транспортных расходов

Правильное сокращение затрат на автопарк должно последовательно проходить по всем этапам транспортно-логистического процесса. Его методами являются:

  1. Рациональный выбор транспорта с учетом типа груза и поставленных задач.

Уровень расходов во многом зависит от вида используемого транспортного средства. В автопарк фирмы желательно включить малогабаритные модели для перевозок в пределах одного населенного пункта.

  1. Составление оптимальных маршрутов и рейсов.

Распределение промежуточных точек, подбор удобно расположенных складов, использование платных автомагистралей – все это поможет сокращать количество простоев и холостых пробегов транспорта, снижать необоснованные потери времени при перевалке грузов.

  1. Контроль над выполнением транспортных заданий.

Оперативный онлайн-мониторинг маршрутов движения, прохождения контрольных точек, местонахождения транспортных средств дает возможность быстро реагировать на возникающие проблемы и сразу же их устранять.

  1. Своевременная реновация.

Старые автомобили требуют постоянных затрат на ремонт. Гораздо выгоднее продать их, пока они не потеряли в цене, а на вырученные деньги приобрести новый транспорт в лизинг. Данный подход не требует вложений на старте: если авто продастся за 60% от исходной стоимости, а первый взнос по лизингу покроет 550% от стоимости новой модели, предприниматель останется в плюсе.

Топливо может забирать до 50% себестоимости перевозок, причем его расход не всегда обоснован. Для получения достоверной информации стоит внедрить телематику. Системы мониторинга не только помогут контролировать затраты топлива на расстоянии, но и повлияют на дисциплину водителей, ведь они будут понимать, что каждый литр подлежит строгому учету.

к содержанию ↑

Использование автоматизированных логистических систем

Организации, имеющие свой автотранспортный парк, обязаны использовать программные решения для отслеживания информации о перевозках и последующего составления базы данных. Наиболее удобными системами считаются:

система divixion

  1. «DIVIZION Fleet Management».

Программа упрощает контроль работы автопарка и оптимизирует логистику. Она выводит на экран все показатели, оценивает эффективность транспорта и его загрузку, автоматизирует работу с путевыми листами, контролирует даты прохождения техосмотров и ремонтов, а также отслеживает все операции с топливом.

система omnicomm online

  1. «Omnicomm Online».

Система предназначена для дистанционного мониторинга автопарка. В режиме реального времени вы можете контролировать перемещение транспорта, расход топлива, манеру вождения, а также получать уведомления по настроенным событиям и многое другое.

система wialon

  1. «Wialon».

Сервис для контроля автопарка, который поддерживает большинство ГЛОНАСС GPS терминалов и позволяет следить за расходом топлива, стационарными и движущимися объектами.

Следующая
Авто и транспортНовости Страховое покрытие: понятие, виды и важность для защиты ваших интересов

Добавить комментарий