Новости Самозахват земельного участка: статья о практике и законодательстве
Объект правонарушения – общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении деяний по самовольному занятию земельного участка или части земельного участка, выражающихся в активных действиях по установлению фактического владения и пользования земельным участком, в том числе использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
В процессе рассмотрения дел по существу особое внимание уделяется вопросу установления воли собственника земельного участка на предоставление земельного участка в аренду, пользование привлекаемому к административной ответственности лицу [1] .
Не образует состав административного правонарушения действия лица, выраженные в пользовании земельным участком или его частью пропорционально площади здания или нежилых помещений в здании, собственником которых лицо является. Указанное право на использование спорного земельного участка возникает у лица в силу закона (ст.ст. 271 ГК РФ, 35 ЗК РФ, 552 ГК РФ) [2] .
Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ, является формальным. Ответственность лица наступает за совершение противоправного деяния и не зависит от наступления вредных последствий [3] .
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части КоАП РФ» указано, что самовольное занятие земельного участка может выражаться в размещении на нём каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лицам, имеющим законное право на владение, пользование или распоряжение им, а использование – в засеивании сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений и т. п. [4]
Особое внимание следует обратить на перечень объектов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300, которые могут размещаться на публичных землях без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам, например, относят площадки для размещения строительной техники и строительных грузов, если проектом организации строительства размещение таких площадок предусмотрено за границами земельного участка, на котором планируются и (или) осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, а также некапитальные строения, предназначенные для обеспечения потребностей застройщика (мобильные бытовые городки (комплексы производственного быта), офисы продаж). Размещение таких объектов на публичных земельных участках не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.
7.1 КоАП РФ.
Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, юридические лица, должностные лица, самовольно занявшие земельный участок или части земельного участка, в том числе использующие земельный участок без предусмотренных законодательством прав на указанный земельный участок.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.
[1] Так, отменяя решение нижестоящего суда, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (в Постановлении по делу № А32-27377/2016 от 18.01.2017) указал, что не имеет значения факт оформления права землепользования, поскольку субъект, дав согласие на владение и пользование обществу объектами концессионного соглашения, параллельно выразил свою волю на предоставление в аренду земельных участков, находящихся под объектами концессии; также отменяя постановление Управления Росреестра о привлечении к административной ответственности, Центральный районный суд г. Тулы (в Решении по делу № 12-3/2020 Тулы от 13.01.2020) указал, что отсутствие регистрации договора аренды земельного участка не образует состава административного правонарушения, поскольку воля собственника была выражена в распоряжении ТУ Росимущества о предоставлении земельного участка.
[2] Постановление ВС РФ от 29.08.2016 по делу № А53-18779/2015.
к содержанию ↑Самозахват земельного участка соседями: как защитить свои права
На дачных шести сотках каждый сантиметр дорог. Споры о том, где именно должен стоять забор, могут рассорить добрых друзей навсегда. Если возникает такой конфликт, его лучше решать не спорами или силой, а с привлечением закона.
Расскажем, как наиболее правильно это сделать.
В чем обычно суть конфликта?
Что считается самозахватом земельного участка? Поводом для разбирательства обычно становится то, что кто-то из соседей устанавливает забор не по границе участков, а со смещением, «случайно» (или действительно случайно) захватывая часть чужой территории. Доказать что-то на словах в этой ситуации сложно, поэтому конфликт может носить затяжной характер и приводить в числе прочего к порче чужого имущества.
Поэтому, если вы попали в такую ситуацию, лучше сразу вооружайтесь поддержкой компетентных организаций, которые могут призвать нарушителя к ответу.
к содержанию ↑Кто может обращаться с жалобой и на каких условиях
Обратиться с жалобой может только владелец пострадавшего участка. То есть право на владение участком должно быть подтверждено регистрацией в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) или правоустанавливающими документами. Поэтому очень важно вовремя заняться оформлением участка в собственность официально.
Кроме того, должно быть проведено межевание участков по правилам, согласующимся с современными законами. Если этого не было произведено, необходимо обратиться к кадастровому инженеру, он установит границы садового участка (а заодно поможет прояснить, кто же прав в споре за ту или иную его часть).
к содержанию ↑Как оформить участок в собственность
Для этого нужно обратиться в Росреестр. Если вам требуется и кадастровый учет, и регистрация, потребуется только заявление. Если у вас уже есть документы, подтверждающие права на участок, нужно приложить их к заявлению.
Подать заявление можно на сайте Росреестра в электронном виде. Также можно обратиться в МФЦ.
Куда обращаться с жалобой на захват территории
Обращаться необходимо в Росреестр. Это можно сделать в электронном виде или при личном визите.
В заявлении укажите:
- Адрес участка.
- Кадастровый номер участка.
- Суть проблемы (установка забора без учета реальных границ).
За самовольное занятие земельного участка предусмотрена ответственность. Если будет подтверждено, что ваши имущественные права нарушены, соседу будет предписано исправить это нарушение (то есть снести или перенести дачный забор между соседями с учетом границ участков).
Кроме того, может быть выписан штраф за самовольное занятие земельного участка. Его размер составляет от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости участка, при этом не менее 5000 рублей. Если у участка нет определенной кадастровой стоимости, размер штрафа может быть в диапазоне 5000–10000 рублей.
При самовольном занятии части земельного участка штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой его части.
к содержанию ↑А если сосед не исполнит предписание?
В общем случае нарушителю дается, как правило, полгода на то, чтобы устранить нарушение. Но этот срок может быть продлен при предоставлении документов, что такая работа ведется. Однако даже если сосед не озаботится такой мерой, то все равно существенного наказания не последует.
Росреестр проведет повторную проверку и выпишет еще одно предписание. Таким образом, подобная ситуация может затягиваться и затягиваться. Однако при вашем упорстве соседи скорее устанут разбираться с проверками и штрафами и восстановят справедливость.
Кроме того, вы всегда можете обратиться с иском в суд и восстановить свое право на собственность.
к содержанию ↑Какой вообще забор законно устанавливать?
Очевидно, что забор должен проходить по настоящим границам участков. Смещение его расценивается как самозахват территории. Есть и другие требования.
Так, например, высота забора в соответствии с пунктом 6.2 СП 53.13330.2019 по периметру садовых земельных участков рекомендуется от 1,2 до 1,8 м, нельзя устанавливать глухие заборы, так как они будут создавать тень на участках соседей. Кроме того, у садового товарищества, если ваш участок в него входит, могут быть свои критерии и требования – их лучше узнать заранее.
Если отношения с соседями оставляют желать лучшего, рекомендуется перед установкой забора согласовать с ними параметры и получить письменное согласие, сделать соответствующую отметку в документах садоводческого или дачного объединения. В этом случае при возникновении конфликта у вас будет подтверждение, что вы проводили работы с согласия соседей.
Общее правило, как обычно, таково: все работы нужно проводить с учетом требований законодательства, а спорные моменты обсуждать и утверждать с соседями, тогда общение на даче не будет омрачено имущественными или другими конфликтами.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
к содержанию ↑Административная ответственность за самовольное занятие земельных участков
Самовольное занятие земельного участка является правонарушением, за совершение которое предусмотрена административная ответственность статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Самовольное занятие земельного участка – это пользование чужим земельным участком или его частью против воли собственника данного земельного участка.
Самовольное занятие может выражаться в увеличении площади участка собственником, противоправно установившим ограждение или строение за границами своего земельного участка.
Например, гражданин, имеющий в собственности земельный участок, огородил забором помимо своего участка еще и участок земель общего пользования. В таком случае в действиях гражданина будут усматриваться признаки самовольного занятия земельного участка.
Нередко «захватчики» занимают пустующие земли, обосновав тем, что они никому не принадлежат. Однако земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Надзор за соблюдением требований земельного законодательства, в том числе о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, осуществляет Росреестр и его территориальные органы.
Надзор за законностью использования земельных участков как объектов недвижимости на территории Томской области осуществляет Управление Росреестра по Томской области.
Кроме того, полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков также наделены органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль. Таким органом на территории г. Томска является Департамент недвижимости администрации города Томска, на территории Томского района – Администрация Томского района.
В соответствии с КоАП РФ полномочиями по рассмотрению административных дел по фактам самовольного занятия земельных участков наделены только должностные лица Управления Росреестра по Томской области.
В соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ за самовольное занятие земельного участка предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, при этом его сумма должна составить не менее 5 тыс. рублей.
Для юридических лиц размер штрафа составляет от 2% до 3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ как юридические лица.
Чтобы избежать административной ответственности за самовольное занятие земельных участков или части земельного участка необходимо своевременно оформлять права на используемые земельные участки.
- ← Администрация Кривошеинского сельского поселения приобретет жилое помещение в целях обеспечения детей-сирот и детей
- Бытовая недвижимость. Упрощенный порядок оформления прав →
Навигация
- Безопасность
- Как вести себя в чрезвычайной ситуации
- Памятка населению
- План
- Противопаводковые мероприятия
- Пожарная безопасность
- Состав сил и средств
- Школа безопасности
- Конкурс лучшая клумба 2012 года
- Конкурс лучшая усадьба 2012 года
- Реестр площадок для накопления ТКО
- Схемы прилегающих территорий
- Городская среда 2017
- График заседаний
- Дизайн проекты
- Протоколы
- Дизайн проекты 2018
- Протоколы 2018
- Протоколы 2019
- Фотоотчет
- Генеральный план
- Градостроительное зонирование
- Местные нормативы градостроительного проектирования
- Планировка территории
- Правила землепользования и застройки
- Реестр разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства
- Реестр разрешений на строительство объектов капитального строительства
- Реестр уведомлений о планируемом сносе и о завершении сноса объектов капитального строительства
- Территориальное планирование
- Результаты проб воды
- Информация об объектах, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений
- Аттестация
- Вакансии
- Квалификационные требования
- Кодекс этики
- Конкурсы
- Порядок поступления граждан на муниципальную службу
- Реестр муниципальных должностей
- Cведения о муниципальных служащих
- Бюджетный процесс
- Бюджетный процесс 2013
- Бюджетный процесс 2014
- Бюджетный процесс 2015
- Бюджетный процесс 2016
- Бюджетный процесс 2017
- Бюджетный процесс 2018
- Бюджетный процесс 2019
- Бюджетный процесс 2020
- Проект бюджета
- Муниципальный жилищный контроль
- Муниципальный земельный контроль
- Муниципальный контроль в сфере благоустройства
- Муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенного пункта
- Проекты форм проверочных листов
- Административные регламенты
- Проекты административных регламентов
- Предоставление услуг в электронной форме
- Технологические схемы
- Конкурсы
- Перечень жилых помещений непригодных для проживания
- Антикоррупционная экспертиза
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
- Методические материалы
- Муниципальные нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
- Планы противодействия коррупции
- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
- Часто задаваемые вопросы по противодействию коррупции
- График приема граждан
- Прием обращений
- Формы установленных обращений граждан
- ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- Информация о реализации государственных и муниципальных программ для субъектов малого и среднего предпринимательства
- Об организации образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания такими организациями поддержки субъектам МСП
- Перечень муниципального имущества свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), для предоставления во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства
- Сведения о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства их классификация по видам экономической деятельности
- Сведения о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства
- Сведения об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП
- Оборот товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности
- Число замещенных рабочих мест малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности
- Здравоохранение
- Культура
- Образование
- Общественный порядок и противопожарная безопасность
- Программа развития коммунальной инфраструктуры
- Программа социально-экономического развития
- Программы
- Физическая культура и спорт
- Жилищно-коммунальное хозяйство
- Коммуникации и связь
- Лесопромышленный комплекс
- Малый бизнес
- Пищевая промышленность
- Сельское хозяйство
- Статистическая отчетность
- ЖКХ (Статистические данные)
- Жилищный фонд
- Сведения о неполной занятости и движении работников
- Статистические данные по противодействию коррупции
- Ярмарка