Новости Категория легкового автомобиля механика: все, что нужно знать
Машина с тремя педалями и машина с двумя педалями – это не просто конструктивное усовершенствование ради комфорта водителя. Разница в видах коробки передач, установленной на автомобиле, влечет за собой не только различия в качестве езды, но и значительные юридические последствия.
✅ Отметка АТ в правах
На оборотной стороне водительского удостоверения проставляются отметки о том, какой категорией транспортных средств гражданин получает право управлять. Если в левом нижнем углу удостоверения располагается 14-й пункт с отметкой АТ, это означает, что гражданин может водить только транспортное средство с автоматической коробкой передач.
Разница МКПП и АКПП для водителя
Механическая коробка переключения передач (МКПП) требует от водителя совершить два действия:
- левой ногой включить сцепление, нажав на педаль;
- при нажатой педали перевести рычаг переключения передачи в нужное положение.
В процессе езды переключать передачи приходится постоянно, поэтому и правая рука, и левая нога постоянно заняты. Это определенным образом ограничивает действия водителя за рулем, сковывая его. Переключение передач требует постоянного внимания и контроля за скоростью и оборотами двигателя, так как в зависимости от этих показателей включается та или иная передача.
Новички определяют машину, имеющую механическую коробку передач, по количеству педалей: у автомобиля на механике их три – сцепление, тормоз и газ.
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) устроена по своей сути так же, как и механическая, только переключение передач производится не водителем, а самим устройством. На сегодняшний день существуют три вида автоматических коробок: классический автомат, роботизированная коробка и вариатор. Если машина оборудована любой такой конструкцией, то у нее будет две педали – только тормоз и газ, управлять которыми нужно правой ногой.
Правая рука водителя остается свободной, давая ему больше свободы движений во время езды.
Нужно ли запрещать ездить на машинах с МКПП тем, кто учился на АКПП?
Да. Это совсем разные вещи Наверное, да. Неопытным водителям обязательно Не знаю. Не вожу машину Скорее, нет. Разница небольшая Нет. Нормальный водитель справится, а плохому запрещать бессмысленно
Особенности управления
Для водителя практическая разница между МКПП и АКПП заключается в простоте вождения автомобиля с автоматической коробкой. Для тех, что часто стоит в пробках, это очень значимое преимущество, потому что механику при прерывистой езде приходится переключать каждые несколько минут, либо постоянно держать педаль сцепления выжатой.
С другой стороны, автоматическая коробка дороже механической и при покупке, и в обслуживании. Машину с автоматической коробкой, сломавшуюся на дороге, нельзя буксировать на тросе в течение долгого времени: не позволяет устройство коробки передач. Для перемещения авто к месту ремонта придется вызвать эвакуатор.
Тем не менее все недостатки перевешиваются для водителей комфортностью езды.
Что касается навыков вождения, то практические наблюдения однозначно говорят о том, что водитель, не учившийся ездить на автомобиле с МКПП, не сможет сразу управлять такой машиной. Для езды с МКПП нужны такие навыки, которые нельзя получить при езде с АКПП.
к содержанию ↑Различия в обучении
С ноября 2013 года обучение вождению и сдача экзамена для получения водительского удостоверения стали возможно не только на автомобилях с МКПП, но и с автоматической коробкой. Ключевые моменты новых правил таковы:
- Если обучение вождению проходит на механической коробке передач, то сдать экзамен можно и на МКПП, и на АКПП по выбору водителя.
- Если после обучения на механике экзамен сдается на автомате, то впоследствии сдать экзамен на механике можно без дополнительного обучения.
- При сдаче экзамена на автомобиле с механической коробкой водитель получает право на управление любым автомобилем категории В. Никаких дополнительных допусков получать не надо.
- Обучение на автомобиле с АКПП возможно. При этом автошкола ставит обязательную отметку в документе об обучении, которая означает, что сдавать экзамены можно только на автомате. Для последующего получения прав на управление машиной с МКПП придется пройти переобучение в виде 16 часов практической езды.
- При сдаче экзамена на коробке-автомате водитель допускается к управлению только автомобилем, оборудованным АКПП.
Соответственно, различие в обучении и заключается в том, что практика проходит на том типе автомобилей, которым потом собирается управлять гражданин. Обучение на механике дает универсальные навыки для обоих типов коробки передач. А вот обучение на автомате не позволяет потом с легкостью сесть за руль машины с механической коробкой.
В практическом же плане разница в процессе обучения почти незаметна:
- теория одинакова;
- практика по продолжительности различается на 2 часа: 56 часов для МКПП и 54 часа – для АКПП;
- стоимость обучения выше для машин с коробкой-автоматом.
Чем отличаются водительские права на автомат и механику?
В 2017 году национальное водительское удостоверение Российской федерации привели в соответствие с Венской Конвенцией «О дорожном движении».
В документе появились дополнительные подкатегории транспортных средств и отметка о том, что водитель обучался на автомобиле, оснащённом автоматической коробкой передач.
Лицевая сторона у прав на автомат и механику идентична, отличия на обороте: в левом нижнем углу ставится отметка «АТ», если обучение проводилось на машине, оборудованной АКПП.
Оборотная сторона, где в правах указывается автомат или механика.
к содержанию ↑Зачем нужна отметка
Установка АКПП во всех классах легковых автомобилей, минивэнов, внедорожников, позволило смягчить требования к навыкам курсантов автошкол по переключению передач в механической коробке.
Если курсант не желает изучать «механику», планируя использовать только «автомат», то обучение проводят на автомобиле с АКПП, и на водительском удостоверении ставят отметку «АТ», которая является ограничением в открываемой категории, и запрещает водить автомобиль оборудованный МКПП.
На вопрос, можно ли ездить на «механике», если учился на «автомате», ответ однозначный — запрещено. Для управления машиной с «механикой», водитель обязан переучиваться и дополнительно сдавать переэкзаменовку в ГИБДД.
Обучение вождению на «механике» сложнее, чем на «автомате», требует освоения дополнительных навыков управления автомобилем с использованием сцепления, знания соотношений передачи, скорости машины и оборотов двигателя, понимания режима работы двигателя и трансмиссии в различной дорожной обстановке и на различном рельефе.
Обучившись управлению машиной с ручной механической коробкой передач, перейти на управление машиной с АКПП легко, и не требует освоения дополнительных навыков. Права без отметки «АТ» считаются универсальными.
Поэтому на вопрос, можно ли ездить на «автомате», если учился на «механике», ответ положительный — разрешено.
к содержанию ↑Категории и подкатегории нового удостоверения
Категории новых водительских прав с отметкой «автомат или механика» расширены подкатегориями, и теперь их шестнадцать.
Шесть больших категорий:
Четыре подкатегории: A1, B1, C1, D1.
Специальные подкатегории, для управления автомобилями с прицепом: BE, CE, DE, C1E, D1E.
На оборотной стороне водительского удостоверения они расположены в следующем порядке:
- А — мотоциклы;
- А1 — лёгкие мотоциклы с двигателем от 50 до 125 см 3 ;
- В — легковые машины до 3,5 тонн, не более восьми мест, кроме водителя;
- В1 — трициклы и квадрициклы;
- С — грузовики, в том числе с лёгким прицепом;
- С1 — грузовики до 7,5 т;
- D — автобусы, в том числе с лёгким прицепом;
- D1 — микроавтобусы до 16 сидячих мест;
- ВЕ — легковые автомобили с прицепом, массой свыше 750 килограммов;
- СЕ — грузовики категории C, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
- С1Е — грузовик категории C1, с прицепом, массивнее 750 килограммов;
- DЕ — автобус категории D, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
- D1Е — автобус категории D1, с прицепом 0,75 — 3,5 т;
- М — мопеды, скутеры, а также лёгкие квадрициклы с двигателем до 50 см 3 ;
- Tm — трамвай;
- Tb — троллейбус.
На базовых курсах водителей открывают категории и подкатегории А, В и М, из них отметка про обучение на машинах с АКПП актуальна для категории В.
На чем лучше обучаться и на чём лучше сдавать экзамен
Обучение на автомобиле с механической коробкой даёт дополнительные навыки управления и универсальные права, с которыми можно ездить и на машине с «механикой» и на машине с «автоматом».
Но обучиться на «механике» по сравнению с «автоматом» сложнее, больше времени уйдёт на наработку базовых навыков, которые, возможно, никогда не пригодятся в дальнейшем.
Общий принцип обучения сформулировал Суворов в своей максиме «тяжело в ученье, легко в бою». Поэтому при выборе, на чём лучше учиться, на механике или на автомате, даже если нет намерения в дальнейшем управлять машиной с МКПП, учиться лучше на ней.
Универсальное водительское удостоверение позволит пересесть на любую машину открытой категории без переэкзаменовки.
Этап экзаменов ГИБДД в городском движении сдавать лучше на «автомате». В потоке машин основное внимание уделяется перестроениям, соблюдению дистанции, светофорам, пешеходам и нестандартным ситуациям.
В такой напряжённой обстановке неопытный водитель отвлекается на переключение передач и может совершить ошибку. Избегайте этого, особенно если вы планируете в дальнейшем использовать только АКПП.
Если учился на «механике», можно сдавать на «автомате». Препятствий со стороны ГИБДД не будет.
к содержанию ↑Чем обучение на автомате отличается от обучения на механике
Всем, кто планирует поступать в автошколу, чтобы получить водительские права, необходимо решить, на какой машине учиться вождению. Разберемся, есть ли различия в обучении вождению на автомобилях с разной трансмиссией.
Начинающим автомобилистам10 января 2025
Всем, кто планирует поступать в автошколу, чтобы получить водительские права, необходимо решить, на какой машине учиться вождению лучше: с механикой или коробкой-автомат. В нашей стране большинство автошкол предоставляют для практических занятий авто с механической КПП, только в половине из них предлагается освоить вождение на АКПП. Разберемся, есть ли различия в обучении вождению на автомобилях с разной трансмиссией.
к содержанию ↑Механика
Если вы планируете уметь управлять любым легковым автомобилем, то выбирайте механику. Старый отечественный и зарубежный автопарк оснащен преимущественно механической КПП. Современные городские авто, включая эконом-класс, оснащены автоматическими КПП.
Ваши водительские права категории Б на механике позволят управлять любым автомобилем, а к 2 педалям на АКПП вы привыкнете очень быстро. Если вы мечтаете стать водителем-универсалом, иметь возможность подменить близкого за рулем, арендовать машину на автомате во время длительных поездок, рекомендуем пройти обучение на механике в автошколе.
к содержанию ↑Автоматика
Осваивать водительские навыки легче на автоматике, чем на механике. Вам не придется учиться чувствовать переключение передач, а педали сцепления, которая представляет сложности для новичков, попросту нет. На перекрестке такой учебный автомобиль не заглохнет, он не скатится, когда вы будете подниматься на горку. Считается, что так легче сдавать экзамен по вождению. Когда стоит вопрос, как выбрать свой первый автомобиль и на каком обучаться, необходимо учесть ряд нюансов:
- у вас уже есть авто с АКПП, на котором вы будете ездить после получения водительского удостоверения;
- собираетесь купить машину с автоматической КПП;
- не планируете никогда садиться за руль авто с механической коробкой.
В этих случаях вопрос отпадает сам собой – вам необходимы права категории Б на автомате. К слову, в каршеринговых компаниях в основном предлагают именно такие машины.
Существует ли разница в обучении
Многие слушатели автошкол уверены, что можно быстрее и легче получить права на вождение авто с АКПП. Такое утверждение верно, но лишь отчасти.
Процесс обучения принципиальных отличий не имеет. Слушатели практикуются в вождении, изучают ПДД, выполняют аналогичные задания в обоих случаях. Курс обучения рассчитан на два-три месяца.
Его продолжительность определяет договор, который стороны заключают перед началом обучения, а также навыки будущего слушателя.
А вот цены на обучение в автошколе на категорию B на автомате немного дороже. Связано это с тем, что стоимость таких машин выше, соответственно и обслуживание автоматической коробки передач обойдется в большую стоимость. К тому же эти машины тратят больше горючего, стоимость обслуживания обходится дороже.
к содержанию ↑Выбирайте варианты осознанно
В пользу коробки автомат говорит один важный фактор — простота. Он определяющий при таких условиях:
- вы сомневаетесь в возможности освоить механику;
- собираетесь ездить только на таких авто;
- не хотите тратить время на возможные пересдачи.
- После обучения вы получаете права, которые дают возможность управлять транспортом с любой коробкой передач.
- Выпускник автошколы получает навыки и может управлять более «серьезным» транспортом, поэтому ему не составит труда освоить машину с автоматом, если возникнет такая необходимость.
- Вы не будет страшна ситуация, когда, имея права, вы не сможете управлять машиной, к примеру, если в прокате будут только автомобили с механической трансмиссией.
- Гораздо проще выбрать хорошую автошколу, где вождению на автомобиле с механикой обучают опытные инструкторы. К тому же обучение обойдется дешевле, чем на автомате.
Чаще всего, более оправдан выбор в пользу обучения на механике. Однако, существует немало случаев, когда от этого принципа можно отступить и без особых усилий освоить вождение автомобиля с автоматической коробкой.
к содержанию ↑Вождение на механике — основные моменты
Все чаще производители автомобилей оснащают свои модели автоматической коробкой переключения передач. Но доля рынка разная для каждого региона. В США только 9% от общего количества машин не оснащены АКПП, а передвигаются за счет переключения передач механической коробкой.
На отечественном рынке сложилась иная ситуация, на сегодняшний день только половина транспортных средств имеют автоматическую коробку.
Даже если ваш личный автомобиль на автомате, может сложиться ситуация, в которой необходимо будет сесть за руль машины с механической коробкой. Подробную инструкцию вождения автомобиля: механика для начинающих и пошаговые действия при управлении рассмотрим ниже.
Горячая линия автошколы
к содержанию ↑Технические особенности МКПП
МКПП, или механическая коробка переключения передач — разновидность коробки в которой выбор передачи (ступени) осуществляется водителем. Большинство агрегатов оснащены 4-ми или 5-ю ступенями полюс одна задняя.
Знакомство с водительским местом
Сев в автомобиль с механической коробкой переключения передач после автомата первое что вы заметите — три педали: сцепление, газ и тормоз. Слева расположена педаль сцепления, с ее помощью переключаются ступени, далее — тормоз, справа — газ.
В отличие от автомобиля с АКПП в машине с механикой необходимо пользоваться двумя ногами. Левая — сцепление, правая — газ и тормоз.
Изучите рычаг переключения. Именно он отвечает за переключение между шестернями коробки и повышение или понижение ступени. Сверху на ручке изображено расположение ступеней, для удобства водителя.
Тахометр -не менее важный инструмент управления автомобилем. Показывает частоту оборотов двигателя. Если стрелка прибора приближается к отметке 3 тыс.
оборотов, следует включить передачу выше, если опускается ниже 1 тыс., то передачу ниже. На первых порах тахометр поможет новичку определить как действовать.
Обучайтесь с комфортом!
Наши вебинары — это не просто записанное видео, а индивидуальное обучение с преподавателем в режиме реального времени
к содержанию ↑Основы езды на МКПП
До начала движения настройте кресло в удобное положение, установите зеркала заднего и бокового вида в положение, позволяющее охватить взглядом автомобиль, пристегните ремень безопасности.
- Рычаг переключения должен стоять в нейтральном положении.
- Нажмите педаль сцепления.
- Вставьте ключ зажигания в замок и проверните.
- До начала движения следует подождать пока автомобиль прогреется.
Внимание! Запуск мотора при включенной передаче может привести к бесконтрольному движению машины! Переключайте ступени только выжав педаль сцепления до конца!
Начинать осваивать езду на механике лучше на пустой стоянке. Убедитесь, что поблизости отсутствуют транспортные средства, которым вы можете помешать.
- Выжмите педаль сцепления до конца левой ногой.
- Включите первую передачу.
- Правую ногу установите на педаль газа.
- Понемногу отпускайте педаль сцепления (очень плавно) и одновременно нажимайте педаль газа.
- После начала движения отпустите сцепление (не резко).
- Если сцепление отпустить слишком резко машина заглохнет.
По мере набора скорости необходимо следить за показаниями тахометра. Когда стрелка укажет на 2,5-3 тыс. оборотов — переключайтесь на высшую ступень, кода приблизится к 1,5-1 тыс. — устанавливайте ступень ниже.
Включить заднюю можно переведя рычаг коробки в положение R.
Постарайтесь не смотреть на рычаг переключения во время движения. Запомните расположение передач заранее.
Остановиться на механической коробке переключения передач можно двумя способами:
- Выжать сцепление до конца левой ногой, а правой нажать на тормоз.
- Дауншифтинг — торможение коробкой. Поможет остановить машину плавно в плохих дорожных условиях (гололед, переметы). По ходу движения просто переключайте коробку на низшую ступень до полной остановки.
После полной остановки выжмите сцепление и заглушите двигатель. Включите первую передачу. Так вы исключите возможность скатывания автомобиля. Дополнительную безопасность обеспечит стояночный (ручной) тормоз. Затяните его до последнего щелчка.
Решив возобновить движение перед запуском двигателя обязательно выключите первую передачу.
Движение в гору
Ровных дорог без возвышенностей не существует. Чтобы избежать трудностей во время движения по городу и не создавать препятствий другим водителям следует потренироваться трогаться под горку.
- Остановитесь на наклонной дороге.
- Поставьте машину на ручной тормоз.
- Установите нейтралку.
- Выжмите сцепление.
- Включите первую передачу.
- Одновременно плавно отпускайте сцепление, опускайте ручник и нажимайте педаль газа.
Запомните момент, когда автомобиль перестал катиться назад и остановился. Это поможет вам научиться трогаться с места под горку, не используя ручной тормоз, а слушая звук мотора.
Трогаемся без ручника:
- Полностью остановившись на горке удерживайте сцепление и педаль тормоза.
- Включите первую передачу.
- Не убирая ногу с тормоза плавно перепускайте сцепление.
- Почувствовав увеличившуюся вибрацию двигателя ногу с тормоза можно убрать — машина не покатится.
- Плавно нажмите на газ и продолжайте отпускать сцепление.
- Машина начнет двигаться вперед.
Срочно нужны права?
Пройдите ускоренный курс обучения по экспресс-методике за полтора месяца
Следующая