Новости Штрафы за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ: все, что нужно знать
При неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств в рамках контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) несет ответственность в виде денежного взыскания (неустойки).
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского Кодекса РФ, неустойка – это определенная законом или определенная договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору при неисполнении, а также при ненадлежащем исполнении обязательства, и в частности, неустойка может быть установлена за просрочку исполнения.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) неустойка – это обязательное условие государственного контракта.
Также, неустойка бывает двух видов: штраф или пеня.
Размер штрафов и пеней, начиная с 09.09.2017, рассчитывается по Правилам определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила № 1042).
Штраф – это неустойка, которая взыскивается однократно за любое нарушение контракта или договора (часть 8 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ).
В соответствии с п. 2 Правил № 1042 размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта.
Пеня определена Федеральным законом № 44-ФЗ как санкция исключительно за просрочку исполнения (часть 7 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ). Поэтому пеня всегда считается нарастающим итогом, всегда, в любых договорных обязательствах, потому что она установлена именно за длящееся нарушение, то есть, например, за просрочку.
Пени насчитываются поставщику за каждый день просрочки исполнения обязательств по государственному контракту. Объем выплаты определяется, исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России, действующей на момент расчета, уменьшенной на величину фактически выполненных обязательств.
Ставка рефинансирования постоянно меняется, поэтому уточнять ее значение необходимо непосредственно в день проведения расчетов.
При подсчете количества дней просрочки исполнения обязательств, день, прописанный в контракте, не учитывают. В расчет берутся все календарные дни до факта исполнения обязательств, включая выходные и праздники.
Также общая сумма всех штрафов и пеней, накладываемых на поставщика, не должно оказаться больше стоимости контракта.
При отказе поставщика выплатить начисленные штрафы и пени, заказчик после проведения претензионных работ должен обратиться в суд с требованием об их принудительном взыскании.
Штрафы за нарушение госконтракта: проблемы правоприменения
В рамках государственного контракта заказчик вправе начислять исполнителю штрафы при неисполнении или ненадлежащем исполнении последним обязательств, если дело не касается просрочки. Законодательство о контрактной системе предусматривает разные штрафы в зависимости от характера нарушения. О видах штрафов и практических проблемах их применения рассказывают Андрей Лебедев, директор по правовой работе и управлению интеллектуальной собственностью, и Елизавета Горбунова, ведущий юрисконсульт ГУП «Московский метрополитен».
к содержанию ↑Классификация штрафов: нормативные основания
Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, устанавливают размеры штрафов в зависимости от вида нарушенных обязательств с разделением их на стоимостные и нестоимостные.
К стоимостным обязательствам относят те, исполнение которых можно оценить в денежном выражении. К примеру, неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в полном объеме в пределах срока действия контракта. К этому виду относятся и специальные штрафы, в частности за непривлечение субподрядчиков к исполнению контракта из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО).
На практике сложности возникают с определением нестоимостных обязательств, понятие которых в законодательстве о контрактной системе отсутствует. Лишь Минфин в своих письмах (например, письмо от 31.10.2017 № 24-03-07/71731) косвенно затрагивает вопрос о начислении штрафа за нарушение нестоимостных обязательств. С позиции министерства, к ним могут относиться, в частности, пересортица товара или непредставление в срок документов, предусмотренных контрактом.
к содержанию ↑Подходы в судебной практике
Под нестоимостными обязательствами суды понимают такие обязательства, которые исполнитель должен выполнить на основании контракта, заключенного в соответствии со ст. 34 закона № 44-ФЗ, кроме обязательств по поставке товара (выполнению работ, оказанию услуг) надлежащего качества и в оговоренном контрактом количестве (постановления Арбитражного суда Московского округа от 10 февраля 2023 года по делу № А40-30346/2022 и Арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2025 года по делу № А07-37395/2021).
Получается, что все обязательства исполнителя, которые не составляют предмет контракта (иначе — «основные обязательства»), нестоимостные.
Вместе с тем формулировка «обязательство, предусмотренное контрактом, которое не имеет стоимостного выражения», создает почву для неоднозначного толкования условий контракта. Подобная неясность приводит к спорам между заказчиками и исполнителями относительно характера нарушенного обязательства и вида подлежащего применению штрафа.
к содержанию ↑Дело «Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов»
ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов» оштрафовало компанию «2М» за четыре нарушения при исполнении госконтракта, квалифицировав обязательства как стоимостные. В частности, подрядчика оштрафовали:
- за ненадлежащее заполнение общего журнала работ;
- непередачу журнала учета выполненных работ по форме № КС-6а;
- ненадлежащее оформление исполнительной документации;
- отсутствие документации по передаче поливочного шланга и ненадлежащее оформление актов по форме № КС-2.
Но суды пришли к выводу, что все четыре нарушения не имеют стоимостного выражения, поскольку касаются редакционных замечаний заказчика к составленным подрядчиком документам, особенностям их заполнения и полноте отраженной в них информации (дело № А40-288477/2022). Другими словами, подрядчик нарушил обязанности по составлению и передаче отдельных документов, которые не имеют стоимостного выражения, но считаются основными обязательствами контракта.
к содержанию ↑Дело ГКУ «АМПП»
При исполнении госконтракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию плоскостных парковок закрытого типа с оборудованием исполнитель («А-парк») допустил некачественное оказание услуг на одном из этапов. В связи с чем заказчик (ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства») начислил исполнителю стоимостный штраф из расчета 5% от цены контракта.
Но суды не согласились с заказчиком и квалифицировали обязательство как нестоимостное (дело № А40-288477/2022). Условиями технического задания неотъемлемой частью контракта предусмотрены отдельные сопутствующие обязанности, в частности: нарушение работы технических администраторов парковок, нарушение порядка обмена информацией между сторонами и подобное. Такие обязанности не составляют основное обязательство по контракту, а их нарушение не влияет на качество и стоимость исполнения по основному обязательству.
Соответственно, с позиции судов, применение процентного штрафа за нарушение стоимостного обязательства не обосновано.
Получается, что для верной квалификации выявленного нарушения по госконтракту как стоимостного или нестоимостного нужно оценить, было ли нарушенное обязательство основным, то есть входит ли оно в предмет контракта, либо сопутствующим (дополнительным), функция которого заключается в обеспечении оказания услуг по основному обязательству. Вывод о характере обязательства может создавать проблемы при определении размера штрафа.
к содержанию ↑Влияние вида штрафа на определение его размера
Еще одной трудностью для госзаказчика становится определение размера штрафа согласно правилам № 1042.
Рассмотрим вопрос начисления штрафа за нестоимостные нарушения на примере спора между ГУП «Московский метрополитен» и «Максимателеком» (дело № А40-199180/2023). В этом деле заказчик начислил штрафы за два нарушения: срока предоставления исполнителем отчетной документации по объему и стоимости оказанных услуг за отдельные периоды и несвоевременное устранение замечаний заказчика по отчетной документации. На основе буквального толкования контракта и правил № 1042 за каждое нарушение нестоимостных обязательств заказчик начислил исполнителю штраф в сумме 100 000 руб.
В этом деле суды поддержали заказчика в квалификации вида штрафов, но снизили общий размер начисленной суммы вдвое на основании ст. 333 ГК.
При этом в практике наблюдается и другой подход, когда суды допускают взыскание штрафа за каждое нарушение обязательств по контракту, только если исполнитель совершил несколько самостоятельных однородных нарушения.
Для примера обратимся к спору между ГУП «Московский метрополитен» и «Приоритет-Строй Инжиниринг» (дело № А40-147008/2023). Здесь заказчик за нарушение подрядчиком сроков предоставления договора субподряда и направления копий платежных поручений, подтверждающих привлечение субподрядчиков из числа субъектов СМП и СОНО, начислил подрядчику штраф в размере 5% от объема такого привлечения в двукратном размере за каждое нарушение условий контракта. Однако суды пришли к выводу о недопустимости взыскания штрафа дважды за непредставление различных документов в отношении одного субподрядчика, поскольку двойное начисление штрафа, по сути, за одно и то же нарушение законом не предусмотрено.
к содержанию ↑Что нужно изменить?
В связи с возникающими трудностями при толковании госконтрактов по вопросу определения вида нарушенного обязательства (стоимостное или нестоимостное) и размера штрафов видится целесообразным внести изменения в правила № 1042, а именно:
- определить понятие «обязательство, не имеющее стоимостного выражения». Под этим следует понимать все сопутствующие, акцессорные обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), которые он обязан исполнить на основании контракта, за исключением основного обязательства, содержащегося в предмете контракта;
- предусмотреть в типовых госконтрактах перечень конкретных случаев, когда госзаказчик обязан начислить штраф за нарушение либо стоимостных, либо нестоимостных обязательств. Это позволит прийти к единообразному применению правил об ответственности исполнителя по госконтрактам.
- Право.ru
Штрафы и пени по 44-ФЗ
В конце 2017 году были внесены серьезные изменения, которые коснулись процесса начисления штрафов по контракту по 44-ФЗ. Заказчикам и поставщикам необходимо внимательно ознакомиться с подобными санкциями за нарушение условий. В данном материале мы рассмотрели основные пени, штрафы по 44-ФЗ.
Надеемся, что сведения помогут самостоятельно разобраться в сложном, но важном вопросе для участников процесса. Помимо этого, посмотрим, как на этот процесс влияет банковская гарантия в закупках.
к содержанию ↑Правила определения штрафа по 44-ФЗ
Важным моментом является обязательное указание условий об ответственности сторон в контракте. Существует два вида санкций:
- пени по 44-ФЗ – устанавливаются за нарушение установленных сроков;
- штрафы по 44-ФЗ – предполагают несоблюдение условий соглашения.
Разновидности санкций формируются с учетом указания нарушителя – это может быть как исполнитель, так и заказчик.
Штрафы за нарушение 44-ФЗ заказчиком устанавливаются в фиксированном объеме, зависят от суммы контракта в млн:
- Не более 3 предусмотрена сумма 1 000 рублей;
- От 3 до 50 заказчик должен выплатить 5 000 рублей;
- От 50 до 100 предполагается 10 000 рублей;
- Если нарушение на договор более 100, то необходимо выплатить 100 000 рублей.
Штраф по 44 ФЗ за ненадлежащее исполнение контракта поставщиков формируется как процент от цены договора в млн:
- Не более 3 – 10%;
- От 3 до 50 – 5%;
- От 50 до 100 – штраф по гарантийным обязательствам 44 ФЗ – это 1%;
- От 100 до 500 – 0,5%;
- От 500 до 1 млрд – 0,4%;
- От 1 млрд до 2 млрд – 0,3%;
- От 2 млрд до 5 млрд – 0,25%;
- От 5 млрд до 10 млрд – 0,2%;
- Более 10 млрд – 0,1%.
Отдельная категория штрафов за неисполнение обязательств 44-ФЗ предусмотрена для малого предпринимательства и НКО, относящихся к социально-ориентированным компаниям:
- если сумма контракта не более 3 млн рублей, то процент штрафа закупки по 44 ФЗ составляет 3% от указанной суммы;
- цена контракта от 3 до 10 миллионов (включительно) предполагает 2%;
- от 10 до 20 млн рублей объем штрафа предусматривает 1%.
Штрафы, предусмотренные по закону 44 ФЗ в 2021 году по обязательствам, которые не имеют стоимостного выражения, формируются фиксированной суммой:
- сумма не более 3 млн – санкции составляют 10%;
- от 3 до 50 миллионов необходимо выплатить 5%;
- от 50 до 100 млн (включительно), то оплата штрафа по договору 44 ФЗ предусматривает 1%.
Важно учитывать, что по общему правилу банковская гарантия 44 ФЗ не покрывает возможные санкции, неустойки, так как не является основным обязательством по соглашению сторон.
Постановление и порядок начисления пени по 44-ФЗ
Пени за просрочку исполнения контракта 44 ФЗ формируются строго по размере 1/300 от ключевой ставки Центрального Банка РФ. Банковская гарантия на исполнение контракта обычно не покрывает подобные санкции. В подобных ситуациях рекомендуется обращаться за помощью специалиста для получения точной информации с учетом конкретных данных.
Пеня за просрочку поставки по 44 ФЗ выставляется за каждый невыполнения обязательств. Датой начала отсчетов является день, который следует за тем, когда требования должны быть выполнены. 44 ФЗ пеня статья предполагает следующую формулу формирования суммы:
Пени = ЦК * 1/300 * Ставка ЦБ * Просрочка,
где ЦК считается ценой контракта;
просрочка – количество дней, которые прошли с момента оплаты;
ставка ЦБ – параметр, установленный Банком Российской Федерации.
Штрафы, пени по контракту 44 ФЗ постановление предполагает невозможность установления общей суммы санкций больше цены контракта. Данный пункт должен быть обязательно прописан в соглашении. Также предлагаем ознакомиться с процессом предоставления банковской гарантии на обеспечение заявки в рамках 44-ФЗ.
к содержанию ↑Штрафы по ФЗ-44: новые правила
Компании-поставщики нередко сталкиваются с трудностями при выполнении госконтрактов. Нарушение условий способно привести к финансовым потерям: придется платить неустойку или пени в качестве штрафа по ФЗ-44. В статье – все о штрафах в рамках 44 ФЗ: таблицы по 2020 году, виды санкций, способы расчета, основания для предъявления.
В этой статье
- Какие штрафы применяют за нарушение контрактов в рамках ФЗ-44
- Когда штраф взыскать не удастся
- Постановление № 1042 и таблицы штрафов для заказчиков и поставщиков
- Таблица штрафов КоАП за нарушения ФЗ-44
- Основания для назначения штрафа по КоАП
При подготовке материалов мы используем только проверенные источники информации
Какие штрафы по ФЗ-44 назначают поставщикам в рамках договорной ответственности
Статьей 34 Закона 44-ФЗ установлено, что за нарушений условий государственных и муниципальных контрактов потерпевшая сторона вправе требовать от нарушителя выплату как пеней, так и штрафов. Штрафы по ФЗ-44 в 2020 году значительно отличаются от тех, что были ранее, в связи с принятыми законодателем поправками.
01.07.2019 вступили в силу поправки к Закону 44-ФЗ: в том числе изменены положения статьи 34 о неустойке (пенях, штрафах) за нарушение условий государственных (муниципальных) контрактов. Так, размер пени для поставщика за просрочку исполнения контракта законодатель уменьшил примерно в десять раз. Также упрощен порядок расчета пени поставщика за просрочку: за основу берут 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Иными словами, размер пени как вида штрафа для заказчика и поставщика по 44-ФЗ законодатель сделал одинаковым.
Скачайте образцы документов по темеДоверенность от юрлица на участие в закупках Заполненный образецДоверенность от юрлица на участие в электронном аукицоне Заполненный образецПисьмо заказчику о замене способа обеспечения Заполненный образецИск о признании недействительными итогов электронного аукциона Заполненный образец
Ответственность сторон в контракте указывается в виде собственно штрафов и пеней по 44-ФЗ и постановлению Правительства № 1042 от 30.08 2017 (см. текст постановления). Разница между этими двумя видами санкций заключается в том, что штрафы устанавливаются за ненадлежащее исполнение или неисполнение условий контракта, а пени – за просрочку.
При этом оба условия являются обязательными для включения в контракт, и они не исключают друг друга. Однако за одно и тоже нарушение заказчиком не может быть наложен и штраф, и пени. Данный довод подтверждается решением АС Республики Крым от 04.02.2019 по делу № А83-18456/2018, постановлением 21 ААС от 16.04.2019 по делу № А83-18456/2018.
к содержанию ↑Система Юрист для бюджетных учреждений
Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов
Если в контракте не указали конкретные нарушения, пени или штрафы по 44-ФЗ взыскать не удастся
Строго формально законом или договором может быть установлен штраф за нарушение любого из условий сделки. Однако положение об ответственности должно быть четко сформулировано: в частности, указано, какое именно действие или бездействие стороны договора наказывается неустойкой. Формулировка «ненадлежащее исполнение» такой определенности не содержит.
Таким образом, чтобы по контракту начислялись штрафы по 44-ФЗ, именно в его тексте должна быть «расшифрована» названная формулировка и поименованы конкретные нарушения.
Суды, отклоняя иски о взыскании с поставщика штрафов за «ненадлежащее исполнение» контракта по ФЗ-44, указывают, что условие о неустойке может быть признано согласованным сторонами или установленным в законе только в том случае, когда в договоре или законе четко определены размер такой неустойки и конкретное правонарушение. В ином случае основания для начисления неустойки отсутствуют.
Так, вопреки апелляционной жалобе истца, в удовлетворении требовании о взыскании штрафа отказано правомерно. Взыскание штрафа за отмеченное истцом нарушение контракта не основано на условиях контракта и нормах Закона ФЗ-44 (постановление 2 ААС от 17.01.2019 по делу № А29-12481/2017).
В другом деле суды выяснили, что в контракте был предусмотрен перечень нарушений, за которые общество обязано нести ответственность. Однако вмененное ему нарушение не включено в этот перечень. Первая и вторая инстанция пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о взыскании штрафа по ФЗ-44.
Кассация их поддержала (постановление АС Северо-Западного округа от 14.02.2020 по делу № А44-3988/2019).
Еще в одном деле суды отклонили требование поставщика взыскать с заказчика штраф за нарушение контракта по 44-ФЗ. Суды проанализировали условия контракта по статье 431 ГК РФ и пришли к выводу, что контрактом не установлена обязанность заказчика направлять поставщику заявки в пределах строго обусловленной суммы. Из условий контракта не следует также, что заказ всего объема товара, согласованного в спецификации, являлся обязанностью заказчика и в случае неисполнения указанной обязанности предусматривается какая-либо ответственность (постановление АС Уральского округа от 29.01.2020 № Ф09-9418/19 по делу № А71-4496/2019).
Таким образом, после получения требования об уплате штрафов, начисленных по 44-ФЗ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по условиям контракта, необходимо выяснить, являются ли указанные основания поводом ко взысканию штрафных санкций.
Вместе с тем, наступление обстоятельств непреодолимой силы (таких, как вспышка коронавируса) не является безусловным основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств по контракту.
Например, ссылка общества на то, что в связи с пандемией и связанными с ней ограничениями в работе компания не имела возможности в полном объеме погасить образовавшуюся задолженность, не была принята судом. Указанные обстоятельства являлись внутренними организационными проблемами ответчика и не могут служить основанием для освобождения его от предусмотренной договором обязанности оплатить принятый товар (постановление 14 ААС от 26.08.2020 по делу № А66-5399/2020).
Программы переподготовки и повышения квалификации в Высшей школе Юрист компании
- Правовая защита компании — 2025
- Работа с поставщиком из Китая: практикум по заключению, исполнению и расторжению договоров
- Эксперт в области разрешения судебных споров
- Legal Design: как сделать юридический документ понятным для контрагента и суда
- Legal MBA. Комплексное управление деятельностью
- Налоговый юрист. Авторский курс от «Пепеляев Групп»
- Договорная работа в компании: готовые формулировки для защиты сделок
- Трудовые конфликты: профилактика и разрешение споров в суде
- Коммерческие тендеры по 223-ФЗ: практикум для поставщика
- Поставка, подряд, услуги: суперкурс
- SOFT SKILLS ЮРИСТА Навыки для победы в суде
- Банкротство контрагента и субсидиарная ответственность
- Персональные данные и коммерческая тайна: практикум по максимальной защите
- Госзакупки: подбор документов и работа с контрактами
- Фирменное наименование и товарный знак: регистрация и защита прав
- Корпоративное управление: собрания, сделки и разрешение конфликтов
- Работа в судах всех инстанций: практикум
- ГИТ, ФНС и полиция: подготовка к проверкам
- Недвижимость: проведение сделок и разрешение споров
- Правовое сопровождение электронной коммерции
- Исполнительное производство: защита прав взыскателя и должника
- Предложение вакансий при увольнении. Как действовать с учетом новой судебной практики
- Практикум для адвоката. Процедуры в уголовном деле: доследственная проверка, судебное разбирательство и обжалование