Новости Правила парковки во дворах: ПДД, советы и штрафы 2025
Размещение и эксплуатация транспортных средств на прилегающей к дому территории и во дворах: есть ли решение на муниципальном уровне?
Стихийные парковки во дворах – бич нашего времени. Машины можно встретить везде: на тротуарах, клумбах и газонах, спортивных и детских площадках. Они не только ухудшают экологию, но и занимают места, предназначенные для отдыха, хозяйственных нужд жителей.
Заставленные автомобилями дворы давно стали «головной болью» не только жителей, но и органов власти. Практика показывает, что частично эту проблему можно решить посредством совершенствования правил благоустройства территории, а также силами самих граждан.
Казалось бы, установить запрет на размещение автомобилей вне гаража или специально отведенных для парковки и стоянки транспортных средств мест, и проблема загромождения дворов транспортом решена. На самом деле все не так просто, данная норма в настоящее время весьма затруднительна для исполнения. По сути, она обязывает владельца автотранспортного средства ставить его гараж или на специально отведенные места для парковки.
При этом законодательного определения понятия «парковка» действующим законодательством не установлено, нельзя также утверждать, что таким местом является платная стоянка. Владелец автомобиля может потребовать исполнения этой нормы, а именно места для установки гаража в шаговой доступности от своего дома или специально отведенного места для парковки. Обязывать же гражданина приобретать гараж или ставить автомобиль на платную стоянку – означает нарушить его право как потребителя и навязывать ему платные услуги, что недопустимо.
Таким образом, данный вопрос действующим законодательством урегулирован только частично.
Вопросы правоотношений в сфере транспорта, в т. ч. размещения транспортных средств и эксплуатации на дворовых территориях, в настоящий момент регулируются:
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ);
Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);
Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ);
Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ);
Правилами дорожного движения Российской Федерации, утв.
постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения).
На стадии строительства многоквартирных домов должны быть соблюдены технические нормы и правила, касающиеся обустройства прилегающей к дому территории. Так, в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние от открытых автостоянок разной вместимости до фасадов жилых домов и торцов с окнами должно составлять:
до 10 машин – не менее 10 м;
11–50 машин – не менее 15 м;
51–100 машин – не менее 25 м.
Таким образом, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко обозначен разрыв от открытых сооружений и паркингов до фасадов жилых домов и торцов (как с окнами, так и без), и это расстояние должно составлять не менее 10 м.
Указанные расстояния допускается сокращать для гаражей на 25% этого расстояния при отсутствии в гаражах открывающихся окон, а также въездов, ориентированных в сторону жилых и общественных зданий (СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»).
К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ относятся:
утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в т. ч. требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;
установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Следовательно, на местном уровне вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на придомовой территории и во дворах могут быть урегулированы в объеме, не нашедшем регламентации на федеральном уровне, и при отсутствии противоречий в законодательстве посредством внесения изменений в принятые Правила благоустройства территории и совершенствования муниципального законодательства.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВИЛ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ ТЮМЕНИ
В марте 2014 г. в Правила благоустройства территории г. Тюмени, утв.
решением Тюменской городской Думы от 26.06.2008 № 81 (далее – Правила), были внесены изменения в части урегулирования вопроса эксплуатации и содержания транспортных средств. Данная мера была продиктована необходимостью приведения муниципальных норм в соответствие с нормами федерального законодательства.
Поправки в Правила нацелены на исключение норм, связанных с остановкой, стоянкой и проездом транспортных средств, а также устанавливающих запрет на повреждение и загрязнение дорожных покрытий, поскольку данные требования урегулированы федеральным законодательством. Ряд норм, направленных на создание и сохранение благоприятных условий проживания населения города, уточняется в Правилах с целью сохранения объектов благоустройства на территории города.
В частности, в Правила внесены следующие изменения:
исключена ст. 7 «Транспорт», а также один пункт из ст. 5, где речь идет о хранении транспортных средств в непредусмотренных для этих целей местах, поскольку регламентация данных отношений лежит в сфере полномочий федерального законодателя;
изменены и конкретизированы некоторые положения ст. 13, касающиеся ограничений и запретов в отношении владельцев автотранспорта. В частности, запрещены размещение, мойка и заправка горючим транспортных средств на территории детских игровых, хозяйственных и спортивных площадок, в парках, скверах и на газонах, а также перевозка твердых сыпучих грузов в незакрытом виде и бетона в негерметичных и открытых емкостях.
Кроме того, Правила устанавливают понятия детских площадок и газонов, за стоянку на которых владельцы автотранспорта могут быть оштрафованы.
Изменения, внесенные в Правила, позволили улучшить экологическую ситуацию в городе и освободить дворовые территории от транспортных средств.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ РАЗМЕЩЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА ВО ДВОРАХ СОБСТВЕННИКАМИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Урегулировать вопросы размещения и эксплуатации транспортных средств на прилегающей к дому территории могут и сами жители. В соответствии с нормами действующего жилищного законодательства собственники жилых помещений в многоквартирном доме вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, в т. ч.
на общем собрании собственников принимать решение по вопросам стоянки и парковки транспортных средств на придомовой территории. Таким образом, действующее законодательство не запрещает собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принять правила, наиболее удовлетворяющие их требования.
Реальную помощь в части размещения и эксплуатации транспортных средств на территории двора могут оказать ТОС и иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении. Согласно ст. 33 Федерального закона № 131-ФЗ граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции РФ, Федеральному закону № 131-ФЗ, законам субъектов РФ.
С 2007 г. в целях эффективного контроля и координации работ подрядных организаций и хозяйствующих субъектов в границах имущественных комплексов административных округов г. Тюмени введен институт квартальных.
Квартальный имущественного комплекса – это должностное лицо, на которое возложены функции по организации работ по благоустройству и текущему содержанию конкретного имущественного комплекса. Квартальные ведут ежедневную работу по контролю за санитарным состоянием закрепленных за ними комплексов, выявлению брошенного автотранспорта, отслеживают состояние всех видов и форм внешнего благоустройства, освещения, содержание фасадов зданий, малых архитектурных форм, заборов, вазонов, урн, адресного хозяйства и др. По результатам проверок они составляют акты, к которым прилагаются фотоматериалы.
В случае выявления нарушений составляются протоколы.
Квартальные имеют возможность контролировать размещение транспортных средств вне предусмотренных для этих целей местах, выносить по этим вопросам предписания, составлять протоколы. Так, в 2013 г. за размещение транспортного средства вне предусмотренных для этих целей мест ими было выписано 2218 протоколов, сумма наложенных штрафов составила 1 494 400, 00 руб.
Сами жители также должны сигнализировать о нарушениях по части оставленного в непредусмотренных местах транспорта, которые происходят на их территории. В этом отношении положителен опыт Тюмени по выявлению жителями, так называемых брошенных автомобилей.
Журнал «Практика муниципального управления», № 07, 2014
Автор: Н.В. Габрусь, юрист, эксперт журнала «Практика муниципального управления»
Запрещает ли закон парковаться под домом
Количество припаркованных автомобилей во дворах домов начинает мешать проезду транспорта, мамам с колясками, да и просто вывозу мусора. Идеальный вариант — запретить такие парковки.
Но если посмотреть в законодательство, то узнаем, что Градостроительный кодекс РФ в ч. 3 ст. 35 допускает размещение стоянок автомобильного транспорта в жилых зонах. Получается, что запрета нет.
Но СанПиНы предусматривают право граждан на благоприятную окружающую среду и среду обитания, факторы которых не оказывают вредного воздействия на человека. А длительный прогрев автомобиля под окнами квартиры вряд ли оказывает благоприятное воздействие. И в противоречие этому требованию, в самом СанПиНе запрет на парковку отсутствует (СанПиН 2.1.3684-21, утв.
постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
к содержанию ↑Реально ли добиться запрета на парковку во дворе
Запрета возможно добиться, только если под окнами организована постоянная парковка для автомобилей. Для таких стоянок прописаны определенные требования. Одно из которых — расстояние от стен дома до стоянки.
Оно должно быть не менее 15 метров. Если это требование не соблюдается, то смело подавайте в суд.
А запретить ставить железного коня с краю от проезжей части двора, увы, нельзя. Даже региональными законами это не запрещается.
к содержанию ↑Когда парковку под домом признают незаконной
Можно, конечно, повоевать и доказать, что:
- нарушаются противопожарные правила (то есть если автомобили ставятся на площадке для пожарной техники);
- нарушаются правила благоустройства (если машину оставили на газоне);
- нарушаются правила дорожного движения (нельзя оставлять автомобиль со включенным двигателем дольше, чем на 5 минут, запрещена парковка на тротуаре).
В таких случаях жильцы вправе спокойно обращаться в суд.
- ответственность водителя за отсутствие номерного знака;
- как вести журнал учета нарушений ПДД;
- как составить доверенность на машину.
- Кулешова Татьяна
2022-11-10 07:37:25
Как житель второго этажа с кучей припаркованных автомобилей под окном, могу сказать, что это очень неприятно: шум, ночью еще и музыку на всю громкость включают, сильный запах бензина или газа. И ничего не поделать. Ведь законотворцы беспокоятся о том, чтобы налоги платили вовремя, а не чтобы жили комфортно.
к содержанию ↑Правила парковки во дворах жилых домов в 2025 году
В законодательстве предусмотрено много ограничений по отношению к парковке в городе. Машину нельзя ставить рядом с пешеходными переходами и трамвайными путями, на велосипедных дорожках, мостах и т. д.
Эти правила обычно соблюдаются, а вот во дворах жилых домов водители часто намеренно или по незнанию нарушают закон. Разберем вопрос парковки во дворах МКД более подробно.
Если не проживаешь в данном доме
Вышеописанные правила актуальны для жильцов МКД, так как согласно жилищному кодексу придомовая территория находится в совместном пользовании у всех владельцев квартир. Собственники вправе устанавливать ограничения.
При отсутствии шлагбаума или знаков, запрещающих парковку, машину может оставить любой человек. Запрещено только беспокоить собственника или причинять вред его имуществу. Однако жильцы нередко вычисляют чужака и угрожают ему эвакуатором.
Это пустая угроза, так как эвакуаторщик не работает без постановления от ГИБДД, а инспектор не станет его выписывать, ведь закон не нарушен.
Если шлагбаум или знак есть, придется искать другую парковку. Исключение – незаконная установка ограничения. В норме жильцы обязаны:
- Провести собрание и получить минимум 2/3 голосов.
- Осуществить кадастровый учет земли. Территорию нельзя ограничить, если четко не очерчены ее пределы.
- Позаботиться о том, чтобы доступ на парковку был у каждого собственника. Для открытия шлагбаума потребуются брелок или карточка.
- Получить разрешение от МЧС, ГИБДД, местной администрации. Именно этот пункт не выполняет большинство ТСЖ, так как им пришлось бы ждать и обходить несколько инстанций.
Чтобы узнать, законно ли огорожена парковка, можно обратиться в любую из вышеуказанных организаций, суд или жилищную инспекцию.
к содержанию ↑Может ли грузовик или газель парковаться во дворе дома?
Любые ТС свыше 3,5 тонн ставить во дворе запрещено. К этой группе относятся не только КАМАЗы и газели, но и автобусы, микроавтобусы. Исключение – парковка со специальным разрешающим знаком или разметкой для грузового транспорта.
Других ограничений к автомобилю нет, ставить можно даже коммерческий транспорт.
к содержанию ↑На тротуаре
Распространенная проблема – нехватка парковочных мест, из-за которой водителям приходится ставить автомобили на тротуар. Однако тротуаром вправе пользоваться только пешеходы, на него нельзя заезжать даже одним колесом. Исключение – наличие знака 6.4.
Если машину увидит инспектор ДПС, он назначит штраф. К тому же, ТС могут эвакуировать. Важно, что это делается только при отсутствии владельца, если он появится, то сможет приостановить погрузку.
к содержанию ↑У подъезда
Парковка запрещена. Если машина мешает жильцам, они могут обратиться в ГАИ. Но даже если водитель оставил место для пешеходов и колясок, он все равно нарушил закон, ведь согласно санитарным нормам нужно парковаться минимум в 10 метрах от выхода.
Жильцы при обнаружении ТС, оставленного перед подъездом, вправе пожаловаться в санэпидемстанцию.
На газоне
Все зеленые зоны находятся под защитой в любое время года. Соответственно, газон неприкосновенен даже тогда, когда покрыт слоем снега. Однако определение газона в каждом регионе отличается.
Например, в Твери учитываются только насаждения, огороженные каменным бортиком.
Какой штраф если парковаться во дворе МКД?
Штраф за стоянку на тротуаре – 3 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге, 1 тыс. в регионах России. Водитель, припарковавшийся на газоне или ином зеленом насаждении, заплатит до 5000 руб. За стоянку под окнами инспектор вправе взыскать 1000 руб.
В 2025 году в КоАП внесены изменения. Теперь штраф за стоянку около детской площадки достигает 5000 рублей. Дополнительно запрещается мыть ТС во дворе, в том числе протирать перед поездкой стекла, знаки, фары. Наказание – 300-5000 рублей.
Штраф допустимо обжаловать в течение 10 суток с момента получения копии документа. Претензия отправляется в ГИБДД, администрацию или суд. Если жалоба отклонена, на погашение задолженности дается 60 дней. За неуплату долг передают судебным приставам, возможны различные санкции вплоть до ареста.
Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:
к содержанию ↑Верховный суд объяснил правила парковки во дворах
Верховный суд РФ принял интересное решение, прочитав материалы дела жительницы многоквартирного кооперативного дома, которой соседи запретили парковать во дворе ее личную машину.
photoxpress
Известно, что дворы многоквартирных домов практически во всех крупных городах уже несколько лет как закрыты для автотранспорта посторонних граждан. В отличие от машин жильцов, которым можно и заезжать, и оставлять под окнами своих квартир свои машины.
Когда дворы стали массово закрывать от посторонних машин, у многих возникла надежда, что теперь у прописанных в доме граждан никаких споров и конфликтов во дворах с транспортом возникать не должно.
Однако надежды быстро развеялись. Вместо одних проблем возникли другие. Теперь конфликтовать по поводу парковок жильцы начали друг с другом.
В нашем случае, случилось вот что — дама, по мнению соседей-автовладельцев, неправильно парковалась во дворе. Поэтому они постановили: запретить даме вообще въезжать во двор. Именно такое решение приняло общее собрание автовладельцев многоквартирного дома.
В ответ автоледи отправилась в суд и потребовала обеспечить ей беспрепятственный проезд.
В суде выяснилось, что шлагбаум на въезде во двор дома установили законно. Во дворе есть автостоянка. Чтобы получить там место, автовладелец должен подать в ЖСК заявление, приложить копию документов на машину, оплатить взносы на оборудование парковочных мест, получить пропуск на въезд и брелок к шлагбауму.
Кому можно въезжать во двор и парковаться, а кому — нет, решало общее собрание автовладельцев дома.
Правовые тонкости организации парковок эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»
Наша истица имеет на законных основаниях квартиру в этом доме, прописана и живет там вместе со своей семьей. Ей, как и всем остальным, выдали заветный брелок и показали место, для машины. А через два года соседи на собрании же приняли решение лишить даму места на парковке внутри двора.
Причину записали в протоколе так :»за нарушение правил парковки и правил въезда». А еще постановили отобрать у соседки брелок и вернуть ей взнос на парковку. Лишенная брелока дама отправилась в суд.
Первый суд она проиграла. В его решении сказано, что «доказательств препятствия ответчиком в доступе к принадлежащему истице жилищу не представлено. А ограничение пользования парковкой установлено решением общего собрания автовладельцев».
Апелляция с таким вердиктом согласилась. А вот Верховный суд РФ — нет. По его мнению, вывод коллег «не соответствует требованиям закона».
Вот аргументы Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ. Сначала Верховный суд процитировал Гражданский кодекс (статья 262) — человек имеет право свободно ходить по государственной и муниципальной земле, если там нет никаких, прописанных в законе ограничений. И, хотя земля под этим многоквартирным домом не оформлялась в собственность ЖСК, в любом случае по закону, граждане имеют право требовать «устранения нарушений своих прав».
Потом высокий суд перешел на Жилищный кодекс и процитировал сразу несколько его статей. В частности, в 37-й статье говорится, что запрещено выделять в натуре доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. И общий вывод — собственнику квартиры в доме принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме.
И дополнение к сказанному — «любые способы ограничения или лишение собственника помещения такого права действующим законодательством не предусмотрено».
Фактов, что истице препятствовали в желании въехать во двор, у суда было множество. Начиная с выписки из протокола — исключить нарушительницу парковки права въезжать во двор — до возврата ей денег на благоустройство парковки. Истице эту сумму перечислили на лицевой счет.
Верховный суд подчеркнул, что не учел районный суд, который отказал гражданке. Первая инстанция сослалась на постановление правительства города и общее собрание жильцов, в которых говорится о правилах въезда и парковки во дворе. На это Верховный суд заметил, что в этом постановлении правительства города ничего не сказано о порядке создания и использования парковочных мест на придомовой территории как и о «наложении каких-либо ограничений права» истицы, как собственника помещения в этом доме, и на пользование придомовой территорией.
Собственнику квартиры принадлежит «безусловное и неотчуждаемое» право на пользование общим имуществом в доме. В том числе — местом для парковки
Еще один любопытный момент — право истицы на беспрепятственный въезд в свой двор закреплено в протоколе общего собрания жильцов. Лишало же гражданку права парковки собрание автовладельцев дома. Местный суд почему-то на это не обратил внимание и согласился с ограничением прав собственницы.
Верховный суд поэтому напомнил про свой пленум (№ 25 от 23 июня 2015 года). Там разъяснялось, что понимается под решением собрания граждан — это решение гражданско-правового сообщества, то есть «определенной группы лиц, наделенных полномочиями принимать на собраниях решения». Из всех перечисленных норм Верховный суд делает такой вывод.
Одним из обязательных условий признания решения собрания основанием возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей является наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия для всех, кого касается собрание. Есть перечень органов управления кооператива. Он приведен в Жилищном кодексе и считается исчерпывающим.
Никакого общего собрания автовладельцев в этом перечне не значится. Поэтому решение такого собрания не может иметь никаких гражданско-правовых последствий для жильца, и оно не предусмотрено законом.
Верховный суд велел местным судам пересмотреть спор с учетом своих разъяснений.
к содержанию ↑Законно ли размещать парковку прямо около дома?
Правила парковки машин во дворах жилых домов до сих пор прописаны недостаточно четко, рассказал «БГ» юрист Дмитрий Шевелько.
По требованиям СанПиН, расстояние от открытой автостоянки до фасадов жилых домов должно составлять не менее десяти метров. Этот показатель сокращается на 25 % для гаражей-стоянок (если в них нет открывающихся окон, а также въездов в сторону жилого здания).
Рядом с домом допускается размещение парковок до 50 машино-мест, а также огражденных гаражей-стоянок до 100 машино-мест.
По словам юриста Владимира Коновалова, парковка автомобилей на расстоянии ближе десяти метров от жилого дома допустима только в том случае, если речь идет о гостевой парковке, то есть парковке машин, принадлежащих людям, которые не живут в здании, у которого припарковались (такая парковка не попадает под требования СанПиН).
При этом припаркованный под окнами автомобиль не должен находиться на газоне, заезжать на тротуар, затруднять движение пешеходов, а также преграждать доступ к пожарной технике. В противном случае возможна эвакуация автомобиля нарушителя и штраф до 3–5 тысяч рублей (для автовладельцев в Москве и Санкт-Петербурге).
Региональные власти, однако, вправе устанавливать дополнительные правила парковки автомобилей во дворах домов. Стоит ознакомиться с местными нормативными документами по данному вопросу, отметил Дмитрий Шевелько в беседе с «БГ».
Повсеместная парковка автомобилей жильцов ближе чем на 10 метров от дома неправомерна, однако на практике привлечь к ответственности за это нарушение непросто, заявил юрист Владимир Коновалов.
к содержанию ↑Что делать, если сосед прогревает авто под окнами?
По правилам ПДД, нельзя прогревать автомобиль более пяти минут в жилой зоне, если при этом не осуществляется посадка или высадка пассажиров, а также загрузка или разгрузка машины, отметили юристы в беседе с «БГ».
Если под окнами происходит незаконный прогрев машины, жильцам стоит зафиксировать на фото и видео, что автомобиль стоит с заведенным двигателем дольше отведенного законом времени (на кадрах должны быть видны адрес дома, двор и номер автомобиля). Отснятые материалы нужно приложить к жалобе, которую можно подать через сайт ГИБДД или в ближайшем отделении полиции.
За незаконный прогрев автомобиля предусмотрен штраф до 3 тысяч рублей в Москве и Санкт-Петербурге. Впрочем, нарушитель может избежать административного наказания, если докажет, что во время прогрева ждал пассажиров или разгружал машину.
Следующая