Новости Что нужно для установки фаркопа на легковой автомобиль: полное руководство
Фаркоп (или тягово-сцепное устройство) — специальный элемент автомобиля, предназначенный для закрепления прицепа. Если говорить простым языком, то фаркоп — это крючок, на который надевается прицеп. То есть если фаркопа нет, то и прицеп использовать невозможно.
За последние годы законодательство претерпело множество изменений, в том числе касающихся и использования дополнительного оборудования, и читатели pddmaster.ru все чаще присылают вопросы по поводу того, насколько законным является использование фаркопа.
Напомню, что за самовольное изменение конструкции в 2025 году можно получить не только штраф, но и аннулирование регистрации.
к содержанию ↑Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД в 2025 году?
В данном случае все зависит от самого фаркопа и от имеющихся на него документов:
- Если документы на фаркоп есть, то водителю не нужно обращаться в ГИБДД для внесения изменений в свидетельство о регистрации. Можно просто установить фаркоп и спокойно эксплуатировать автомобиль с прицепом.
- Если документов нет либо их невозможно восстановить, то установка фаркопа является изменением конструкции, которое следует зарегистрировать в ГИБДД.
Примечание. Необходимые документы для фаркопа будут рассмотрены ниже.
Например, если оригинальный фаркоп установлен на автомобиль на заводе, то никаких дополнительных действий при обращении в ГИБДД для постановки машины на учет предпринимать не нужно. Если у ГИБДД возникнут какие-то вопросы по поводу ТСУ в будущем, можно будет в любой момент запросить документы у автопроизводителя и отстоять собственную правоту.
С другой стороны, если фаркоп изготовлен самостоятельно и просто приварен к кузову автомобиля, то это является изменением конструкции. Для его регистрации нужно обратиться в ГИБДД. Причем далеко не факт, что разрешение на установку в итоге удастся получить.
Напомню, что алгоритм внесения изменений в конструкцию транспортного средства рассмотрен в отдельной статье:
Он подразумевает, что автовладелец должен 7 раз обращаться в различные организации, т.е. довольно трудоемок.
В связи с этим на практике возможен и такой вариант. Если тягово-сцепное устройство на машине уже установлено, а документов на него нет и восстановить их невозможно, то может оказаться проще, быстрее и дешевле купить новый фаркоп с документами, чем пытаться оформить в ГИБДД изменение конструкции автомобиля.
к содержанию ↑Документы на фаркоп легкового автомобиля
В 2025 году в России действует технический регламент таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств. Именно этому документу должны соответствовать транспортные средства и установленное на них оборудование.
Рассмотрим пункт 77 раздела 4 главы V технического регламента:
- предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
- предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
Итак, существуют 2 случая, при которых фаркоп можно не регистрировать в ГИБДД:
- При серийном внесении изменений в конструкции. В данном случае речь идет об установке ТСУ на заводе.
- При установке фаркопа в качестве дополнительного оборудования, если одновременно выполняются 2 условия:
- Изготовитель предусмотрел установку фаркопа в эксплуатационной документации. В данном случае речь идет о руководстве по эксплуатации, которое выдается при покупке любого автомобиля. Откройте данный документ и найдите раздел, посвященный использованию прицепа. Если такой раздел есть, то все в порядке.
- Фаркоп должен иметь документацию изготовителя, подтверждающую, что он предназначен для использования именно на автомобиле Вашей модели и прошел оценку соответствия.
Таким образом, список необходимых документов для использования фаркопа:
- Руководство по эксплуатации автомобиля.
- Документы на фаркоп, подтверждающие, что он подходит для автомобиля нужной модели.
- Сертификат на фаркоп, подтверждающий, что он соответствует требованиям Технического регламента.
Обратите внимание, возить указанные документы с собой и предъявлять их сотрудникам ГИБДД Вы не обязаны. Их можно хранить и дома. Просто если у сотрудника ГИБДД возникнут вопросы по поводу фаркопа, сразу же скажите ему, что все необходимые документы у Вас есть и тягово-спцепное устройство установлено законно.
Обычно этого бывает достаточно. Если полицейский все же решит оформить протокол, то Вы сможете оспорить его на основании имеющихся документов.
Что делать, если документов на ТСУ нет?
Если у Вас отсутствуют перечисленные выше документы на фаркоп, то обратитесь к производителю этого оборудования с целью получения копий. Уважающие себя организации предоставляют копии документов без особых проблем.
- в электронной форме — через сайт организации;
- лично — через официального представителя в Вашем городе;
- по почте — заказным письмом.
Если восстановить документы не удается, то остается либо вариант с покупкой нового сцепного устройства, либо официальное внесение изменений в конструкцию через ГИБДД.
Примечание. Некоторые организации предлагают купить пакет документов на фаркоп. Рекомендую подобные предложения игнорировать, т.к. документы производителя есть только у самого производителя.
Если такие документы будут выданы другой организацией, то они будут поддельными.
к содержанию ↑Что делать, если планируется покупка фаркопа?
Если Вы только планируете установить на машину тягово-сцепное устройство, то Вы обратились к данной статье вовремя.
Мнение экспертаШаповалов Денис ПетровичРекомендую еще до покупки фаркопа обратиться к производителю и запросить у него необходимые документы. Если документация не будет предоставлена, то имеет смысл выбрать устройство другого производителя.
Что делать, если фаркоп уже установлен?
В первую очередь, рекомендую проверить, что у Вас есть сертификат соответствия и документ, подтверждающий возможность установки на автомобиль Вашей модели.
Если хотя бы одного из документов нет, следует обратиться к производителю фаркопа и запросить их. Как показывает практика, производители без проблем высылают недостающие документы.
Обратите внимание, если Вы покупаете автомобиль бывший в употреблении и имеющий фаркоп, то документы нужно забрать у предшествующего собственника. В противном случае ГИБДД может потребовать демонтировать оборудование перед регистрацией автомобиля.
Подведем итоги данной статьи:
- Большая часть фаркопов сопровождается необходимыми документами, т.е. их установка может быть произведена без регистрации в ГИБДД.
- Если документы на сцепное устройство отсутствуют, то их следует запросить у производителя.
- Если получить документы невозможно, то остается либо демонтировать фаркоп, либо оформить его как изменение конструкции ТС.
Удачи на дорогах!
Обновлено: 22 марта 2023Раздел: АвтомобилиОб авторе:Максим Калашников
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
к содержанию ↑Штраф ГИБДД за фаркоп в 2025 году
Фаркоп — это сцепной крюк сзади под кузовом машины, с шаром для крепления прицепа. За незарегистрированный фаркоп автомобилиста могут оштрафовать. Рассказываем, какие документы нужны для правильного оформления и установки фаркопа и чем грозит неисправность прицепного оборудования.
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секундШтраф за фаркоп до 500 руб. Статья 12.5 КоАПЧто такое фаркоп
Фаркоп, или тягово-сцепное устройство — это деталь для крепления прицепа к кузову автомобиля. Она подходит для буксировки прицепов и трейлеров, позволяет перевозить на машине снегоходы, квадроциклы, устанавливать велокрепления.
- поперечной балки, которая крепится к кузову машины;
- шарового узла на этой балке.
Фаркопы бывают трех видов: съемные, условно-съемные и несъемные. Разберем, для каких ситуаций они подходят.
Несъемный. Шаровый узел приваривается к балке, снять его невозможно. Это наиболее надежное решение для тяжелых прицепов.
Условно-съемный. В таком фаркопе шар прикручивают к балке болтами. Его можно снять с помощью инструментов, балка останется на месте.
Съемный. В таких системах шар фаркопа можно установить и снять без инструментов — просто открутить рукой гайку с пластиковой ручкой. После этого фаркоп на машине не будет видно со стороны.
Фаркоп устанавливают под бампер и подключают к электрике, если в нем предусмотрена розетка
к содержанию ↑Категория прав для машины с фаркопом
Категория прав зависит от того, какой прицеп водитель планирует крепить к фаркопу. Мы писали о категориях в статье о прицепах:
Машина Вес прицепа, кг Общий вес, кг Категория легковая до 750 или веса машины до 3500 B от 750 от 3500 BE грузовая до 750 — C, C1 от 750 — CE от 750 до 12 000 C1E автобус до 750 — D, D1 от 750 — DE от 750 до 12 000 D1E к содержанию ↑легковая Вес прицепа, кг до 750 или веса машины Общий вес, кг до 3500 Категория B Вес прицепа, кг от 750 Общий вес, кг от 3500 Категория BE грузовая Вес прицепа, кг до 750 Общий вес, кг — Категория C, C1 Вес прицепа, кг от 750 Общий вес, кг — Категория CE Вес прицепа, кг от 750 Общий вес, кг до 12 000 Категория C1E автобус Вес прицепа, кг до 750 Общий вес, кг — Категория D, D1 Вес прицепа, кг от 750 Общий вес, кг — Категория DE Вес прицепа, кг от 750 Общий вес, кг до 12 000 Категория D1E Какие документы нужны на фаркоп
Регистрировать фаркоп не придется, если вы ставите устройство на машину, для которой он предусмотрен. Это можно проверить в руководстве по эксплуатации модели.
Работы должны выполнить в сертифицированном центре — у дилера или в СТО. Тогда хватит трех документов:
- паспорт фаркопа с отметкой об установке;
- копия сертификата соответствия на фаркоп. Ее должны заверить в магазине или сервисном центре;
- товарные чеки или накладные.
Водитель не обязан регистрировать фаркоп, если может предъявить инспектору ГИБДД эти документы.
к содержанию ↑Какой штраф за фаркоп без документов
За самодельный фаркоп. Фаркоп кустарного производства, который не предназначен для конкретной модели, опасен для автомобилиста и других участников движения. Если инспектор решит проверить фаркоп и не обнаружит нужных документов, он назначит штраф 500 рублей.
Если вам удастся убедить инспектора, что вы исправите нарушение в ближайшее время, можно отделаться предупреждением.
Мнение экспертаШаповалов Денис ПетровичЗа неисправный фаркоп. За неработающее сцепное устройство штрафуют по ч. 2 той же статьи КоАП. Размер штрафа тот же — 500 рублей. При этом инспектор имеет право отправить машину на штрафстоянку.
Как узаконить фаркоп
Если модель машины не предусматривает фаркоп или вы используете устройство без сертификата, это будет считаться изменением конструкции автомобиля, то есть тюнингом. Фаркоп придется зарегистрировать и получить отметку об этом в свидетельство о регистрации ТС (СТС). Для этого действуйте по шагам.
Выбрать лабораторию. Мы подробно рассказали о том, как это сделать, в статье об автотюнинге.
Получить заключение в лаборатории. Отправьте заявку в лабораторию и, если все в порядке, вам выдадут заключение.
Согласовать изменения с ГИБДД. Подайте заключение лаборатории вместе с заявлением в отдел технадзора Госавтоинспекции.
Установить фаркоп. Можете сделать это самостоятельно, обращаться в авторизованный сервис необязательно.
Получить в лаборатории протокол. Сотрудники сравнят планируемые изменения с тем, что получилось.
Получить свидетельство о соответствии конструкции и протокол экспертизы. Для этого подайте в ГИБДД документы по списку:
- заявление,
- паспорт гражданина,
- СТС и паспорт ТС,
- заявление-декларация от производителя работ,
- копии сертификатов соответствия на фаркоп,
- квитанцию об оплате госпошлины — 800 рублей.
Обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД. Там вам внесут отметку в СТС и ПТС.
к содержанию ↑Что такое ТСУ на автомобиле
Тягово-сцепное устройство (расшифровка ТСУ), часто называемое по-другому фаркопом, – это приспособление для крепления прицепа к автомобилю. Его задача – передать инерционные горизонтальные и вертикальные нагрузки от буксируемого груза тягачу таким образом, чтобы те оказались максимально распределены по конструкции машины.
Установка фаркопа на машину
Важнейшее требование к конструкции ТСУ автомобиля – безопасность буксировки, поскольку неисправность угрожает разъединением прицепа с тягачом в процессе движения. Неуправляемый груз может создать большие проблемы другим участникам движения на дороге.
Кроме механической части, в состав сцепки обязательно входит электрическая схема. С ее помощью к бортовой сети машины подключают световые приборы:
- габаритные огни;
- сигнализацию остановки и поворота;
- подсветку номерного знака.
Эксплуатировать прицеп с неработающей светотехникой запрещается Правилами дорожного движения.
Еще одно экзотическое, но нередко встречающееся применение фаркопа – на него закрепляют раму или платформу для перевозки велосипедов. Подобный способ транспортировки особенно распространен на Западе, так как, в отличие от верхнего багажника, практически не ухудшает аэродинамику автомобиля.
к содержанию ↑Как выбрать ТСУ
Подбирать сцепное устройство, которое окажется совместимо с конкретной машиной, нужно по совокупности признаков:
- конструкционное соответствие по местам крепления к кузову и высоте буксирного шара;
- паспортные данные испытаний по предельной горизонтальной и вертикальной нагрузке;
- наличие у производителя необходимых сертификатов о разрешении использования этого устройства на территории Таможенного союза по соображениям безопасности.
Разумнее всего ориентироваться при установке фаркопа на тип прицепа, с которым его предполагают использовать. Возможен вариант, когда приобретаемая сцепка хотя и входит в перечень разрешенных для данного авто, но нагрузки превышают ее предельные характеристики. Тогда движение становится небезопасным.
Подбор ТСУ по марке автомобиля правильнее доверить специалистам дилерского центра, в котором планируется его монтаж. У них есть каталоги, учитывающими все отличия в конструкции узла.
Требования регистрации в ГИБДД
Недавно в России вступили в силу новые правила по регистрации в ГАИ изменений в конструкцию транспортных средств. Поэтому среди автовладельцев не утихают дискуссии о том, требуется ли регистрация ТСУ для легкового автомобиля в 2020 году. Из официальных документов следует, что изменить конструкцию машины – значит установить на нее какой-то узел, не предусмотренный заводом-производителем.
Если конструкция конкретной детали сертифицирована к применению на конкретной модели, это также оформляется бумагой.
Инструкция для владельца машины несложна:
- Убедитесь, что в заводском руководстве по эксплуатации машины прописана возможность буксировки прицепа. В выпускающихся сегодня отечественных марках такая запись обычно есть. Более того, все модели УАЗ уже имеют штатно установленное на заводе ТСУ, для которого ничего регистрировать не требуется.
- Проверьте, что в паспорте на фаркоп есть указание на его совместимость с нужной маркой машины.
- Сертификат на ТСУ к легковым автомобилям о соответствии Техрегламенту Таможенного союза.
- Отметка или документ о монтаже сцепки в мастерской, где установка ТСУ на автомобиль согласована с производителем.
При выполнении этих условий регистрация ТСУ легковых автомобилей в ГИБДД не понадобится. Если же таких документов нет или в техпаспорте не упомянута возможность буксировки прицепа, придется проходить экспертизу ГИБДД с внесением изменений в документы. Поскольку эти процедуры потребуют значительного времени (несколько недель или месяцев) и немалых денежных трат, то разумнее будет демонтировать уже смонтированную сцепку, взамен купить и смонтировать сертифицированную.
к содержанию ↑Правильная установка и распиновка
Поскольку разновидностей фаркопов по устройству и особенностям крепления к автомобильному кузову бывает множество, то лучше изучить инструкцию производителя и действовать в соответствии с ней. Правильно поставленное сцепное устройство распределяет нагрузку на корпус автомобиля оптимальным образом. Точки его крепления должны совпадать с силовыми элементами кузова.
Не нужно крепить ТСУ при помощи сварки или сверления новых отверстий в местах, не предусмотренных конструкторами завода.
Читайте также: Как убрать рыжики с кузова автомобиля ВАЗ 2108-2115 своими руками
Потребуется не только установить механические детали буксира, но и выполнить монтаж электрики так, чтобы не нарушить штатную работу бортовой сети. Распиновка ТСУ легкового автомобиля, то есть подключение контактов электрического разъема, делается по стандартной 7- или 13-пиновой схеме, чтобы работа светотехники тягача и прицепа была синхронизирована.
Проще всего подключить розетку фаркопа на машину с современной электронной шиной. Для этого понадобится купить несложный прибор – блок согласования (смарт-коннектор). Его предназначение видно из названия: согласовывать электрические нагрузки от дополнительных потребителей (фонари прицепа) с контроллером электросистемы тягача.
Смарт-коннектор оборудован выводами с «фишками» разъемов, через которые легко подключается как к автомобильной бортовой сети, так и к розетке ТСУ.
к содержанию ↑Ставим фаркоп своими руками
Ещё совсем недавно автолюбитель, желающий прикрепить прицеп к своему авто, должен был обращаться к специалистам автосервиса, но и они не могли предоставить никаких гарантий. Сегодня же надобность в этом отпала, т.к. большинство современных машин (грузовых и легковых) сходят с конвейера уже со специальными отверстиями, которые необходимы для самостоятельного закрепления прицепа.
Даже если ваше авто не оснащено такими отверстиями, вы всё равно можете быстро и без особых усилий осуществить монтаж. Как правило, профессиональное вмешательство, за исключением особых случаев, не требуется.
Фаркоп: назначение, правила установки и регистрации
Собираетесь установить фаркоп на машину? Технически это просто. Но для монтажа любого «куска металла», выступающего за пределы габаритов машины, придется столкнуться с бюрократией. Рассказываем, нужно ли регистрировать фаркоп в ГИБДД и как это сделать.
В статье рассказывается:
- Что такое фаркоп
- Нужна ли особая отметка в водительском удостоверении
- На какие машины можно ставить фаркоп без регистрации
- Как зарегистрировать фаркоп
- Сколько стоит установка и регистрация
- Штраф за незарегистрированный фаркоп
- Нужно ли снимать фаркоп при езде без прицепа
Некоторые автолюбители думают, что установка буксировочного оборудования — это плевое дело. Купить на авторынке крюк, прикрутить его болтами к раме или приварить — и готово.
Однако все не так просто. Машина — это источник повышенной опасности. А значит, любое оборудование или новые детали не должны угрожать другим участникам дорожного движения.
Способ крепления
Фаркопы бывают съемными и несъемными. Первые быстро устанавливаются без специальных инструментов, вторые можно закрепить болтами или наглухо приварить к раме.
Для тех, кто готов доплатить за удобство, сделали фаркопы с регулировкой высоты, в том числе при помощи электропривода.
Электрооборудование
Для любого ТСУ потребуется смонтировать разъем для дополнительной электропроводки — без нее не будут работать задние фонари прицепа. Как правило, провода входят в комплект, но их можно купить отдельно.
Нужна ли особая отметка в водительском удостоверении
Буксировать легкие прицепы (до 750 кг) можно с обычными правами. В остальных случаях потребуется специальная водительская категория BE.
Учтите, что прицеп должен быть зарегистрирован в ГИБДД. Необходимо повесить на него госномер и получить свидетельство о регистрации ТС (СТС).
Поставить ТСУ можно не на каждый автомобиль. Варианта два:
- установка фаркопа на ТС предусмотрена производителем — тогда можно смело ставить разрешенную модель;
- о ТСУ в инструкции по эксплуатации не сказано ни слова — значит, придется пройти непростую бюрократическую процедуру и узаконить изменение в устройстве ТС. Или сразу отказаться от затеи.
На какие машины можно ставить фаркоп без регистрации
На многих автомобилях установка «крюка» предусмотрена еще на этапе создания. Как правило, речь о рамных внедорожниках. Учтите, что для кроссоверов это не аксиома.
На многих паркетниках, особенно с автоматической коробкой передач, буксировка прицепа не приветствуется.
Если производитель допускает использование ТСУ, проблем не будет. Можно смело ссылаться на пункт 77 раздела 4 главы 5 техрегламента Таможенного союза. Главное, чтобы это положение было прописано в эксплуатационной документации к машине.
Мнение экспертаШаповалов Денис ПетровичПри этом не имеет значения, установили фаркоп на заводе или это сделал один из хозяев авто. Главное, чтобы характеристики ТСУ соответствовали требованиям производителя.
Основной критерий — может ли кузов автомобиля и его агрегаты (например, раздаточная коробка) выдержать дополнительную нагрузку. Кроме этого учитывается общая масса автопоезда и нагрузка на каждую ось.
к содержанию ↑Нужно ли вносить изменения в регистрационные документы
Если все соответствует нормативам и есть разрешение от изготовителя, никаких изменений в ПТС или другие регистрационные документы вносить не нужно.
Чтобы не было проблем с инспекторами ДПС, лучше иметь при себе следующие документы:
- сертификат, подтверждающий соответствие ТСУ нормативным документам и данной конкретной модели авто;
- эксплуатационную документацию автомобиля, в которой указана возможность монтажа тягово-сцепных устройств.
Если вы установили ТСУ, непредусмотренное автопроизводителем, придется внести изменение в ПТС и получить новое СТС. Как это сделать? Об этом ниже.
к содержанию ↑Сколько стоит установка и регистрация
Скажем честно — недешево. Затраты могут превысить стоимость самого фаркопа. Самый дорогой пункт алгоритма — экспертиза.
Эту услугу оказывают частные организации на коммерческой основе. Поэтому цены «плавают» в пределах от 5000 до 20 000 рублей (в зависимости от модели и конструкции автомобиля и ТСУ).
Придется оплатить и несколько государственных пошлин:
- 1000 рублей — за получение разрешения в ГИБДД;
- 800 рублей — за свидетельство о соответствии модифицированной конструкции нормам безопасности;
- 500 рублей — за выдачу нового свидетельства о регистрации ТС;
- 350 рублей — за внесение изменений в паспорт ТС;
- около 1000 рублей — за техосмотр.
Установка ТСУ в автосервисе тоже не бесплатна. Но владельцы универсальной карты «Халва» могут не переживать о расходах. Ведь в партнерах у Халвы десятки различных автосервисов.
А значит, недешевую услугу можно получить в рассрочку или с выгодным кешбэком.
Следующая