Новости Формирование страхового взноса на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве
1. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком, если иное не установлено настоящей статьей. Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию.
Размер установленной скидки или надбавки не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается. Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, установленных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утверждаемого федеральным законом.
1.1. Уплата страховых взносов страховщику осуществляется страхователем на основании поручения на перечисление денежных средств на соответствующий казначейский счет. 2.
Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расходов на содержание страхователя. Надбавки к страховым тарифам и штрафы, предусмотренные статьями 15 и 19 настоящего Федерального закона, уплачиваются страхователем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сметы расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли относятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). 2.1.
Страхователи, направляющие временно своих работников по договору о предоставлении труда работников (персонала) в случаях и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, для работы у другого юридического лица или индивидуального предпринимателя (далее — принимающая сторона), уплачивают страховые взносы с заработка направленных временно работников исходя из страхового тарифа, определяемого в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны, а также из надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники. Принимающая сторона представляет страхователю сведения о своем основном виде экономической деятельности, результатах специальной оценки условий труда на рабочих местах и иные сведения, необходимые для определения страхового тарифа и установления надбавок и скидок к страховому тарифу. 2.2.
Страхователи, применяющие специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в фиксированном размере 2040 рублей в год. Фиксированный размер страховых взносов, уплачиваемых указанными страхователями, подлежит ежегодной индексации с 1 января соответствующего года с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и устанавливается ежегодно Правительством Российской Федерации. Страхователям, применяющим специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», скидки и надбавки не устанавливаются.
Страхователю, прекратившему применение специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», устанавливается тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи начиная с месяца прекращения применения указанного налогового режима. 3. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок предоставления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, и правила формирования, размещения и расходования резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
4.1. Страхователи, применяющие специальный налоговый режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ежемесячно в размере 1/12 фиксированного страхового взноса, установленного в соответствии с пунктом 2.2 настоящей статьи, в срок, установленный пунктом 4 настоящей статьи. 5.
Определение расчетного и отчетного периодов по страховым взносам, определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений, исчисление и уплата страховых взносов страхователями, внесение изменений в сведения о начисленных страховых взносах осуществляются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
к содержанию ↑Судебная практика по статье 22 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ
Постановление от 13 февраля 2025 г. по делу № А66-3991/2023
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)
Решение от 12 февраля 2025 г. по делу № А33-25131/2023
Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)
Решение от 9 февраля 2025 г. по делу № А10-7497/2023
Арбитражный суд Республики Бурятия (АС Республики Бурятия)
Решение от 5 февраля 2025 г. по делу № А34-2770/2023
Арбитражный суд Курганской области (АС Курганской области)
Постановление от 5 февраля 2025 г. по делу № А13-6343/2023
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)
Постановление от 5 февраля 2025 г. по делу № А40-150163/2023
Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)
Постановление от 5 февраля 2025 г. по делу № А13-10439/2023
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)
Решение от 5 февраля 2025 г. по делу № А40-289222/2023
Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)
Постановление от 1 февраля 2025 г. по делу № А83-16718/2023
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (21 ААС)
Решение от 1 февраля 2025 г. по делу № А55-35778/2023
Арбитражный суд Самарской области (АС Самарской области)
Страховые взносы от несчастных случаев на производстве: тарифы и особенности отчетности-2021
Исчисление, уплата и отчетность по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ОСС от НСПиПЗ) в 2021 году имеют ряд отличительных особенностей. Часть из них связана с переходом на выплаты страхового обеспечения территориальными органами ФСС РФ непосредственно застрахованным лицам (Федеральный закон от 29.12.2020 № 478-ФЗ).
к содержанию ↑Тарифы и основной вид деятельности
- трудовых отношений;
- гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг;
- договоров авторского заказа.
Выплаты по гражданско-правовым договорам и договорам авторского заказа включаются в базу для начисления страховых взносов, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы (п. 1 ст. 20.1 закона № 125-ФЗ).
В текущем году можно воспользоваться теми же тарифами страховых взносов, которые страхователи-организации применяли в 2020 году. Правда, это возможно только в том случае, если не изменился основной вид деятельности. Чтобы подтвердить основной вид деятельности, необходимо в срок не позднее 15.04.2021 представить в территориальное отделение ФСС РФ по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление (форма приведена в приложении 1 к порядку *);
- справку – подтверждение основного вида экономической деятельности (приложение 2 к порядку);
- копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за 2020 год (заметим, что страхователи – субъекты малого предпринимательства освобождены от подачи этого документа).
* Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по ОСС от НСПиПЗ – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.06 № 55).
Для коммерческих организаций основной вид экономической деятельности – тот, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг (без НДС).
Для некоммерческой организации основным является тот вид деятельности, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
к содержанию ↑Влияние субсидий на определение доли вида деятельности
Организации, наиболее пострадавшие в 2020 году от ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, могли получать государственные субсидии.
В примечании к пункту 9 формы справки-подтверждения (приложение 2 к порядку № 55) указано, что данные о доходах нужно заполнять на основе бухгалтерского учета за предыдущий год.
В бухгалтерском учете субсидии учитывают в соответствии с ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н). Этим же документом нужно руководствоваться при формировании в бухучете информации о государственной помощи (в форме субсидий и т.
п.), связанной с осуществлением ее получателем деятельности в отраслях экономики, наиболее пострадавших в условиях распространения коронавирусной инфекции (п. 6 информации Минфина России № ПЗ-14/2020). Информация о видах указанной государственной помощи раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе данных аналитического учета на счетах 86 «Целевое финансирование» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Такие субсидии не учитываются в доходах ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Субсидия могла предоставляться в целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением получателем деятельности в условиях ухудшения ситуации из-за коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда работников (п. 1 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576).
В данном случае субсидия компенсирует затраты, поэтому к выручке также не относится (письмо Минфина России от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).
При этом в расчете доли вида деятельности в общем объеме выручки сумма доходов складывается из двух групп:
- доходов по виду экономической деятельности (графа 3 справки-подтверждения);
- целевых поступлений и финансирования (включая бюджетное финансирование, гранты и т. п.) (графа 4 справки-подтверждения).
Субсидии выделялись экономическим субъектам с определенными кодами ОКВЭД. В таком случае они и будут учитываться по виду экономической деятельности с теми же кодами. Поэтому упомянутые субсидии будут влиять на величину доли доходов по видам деятельности.
Субсидии могут предоставляться на возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (работ, услуг) на договорной основе. В этом случае госпомощь признается экономической выгодой и ПБУ 13/2000 к ней не применяется (абз. 5 п.
3 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 11.09.2020 № 07-01-09/79827). Такие субсидии, полагаем, следует отражать в составе выручки от реализации согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации».
Получается, что субсидии в любом случае влияют на долю доходов по видам деятельности. В графе 5 «Доля доходов и поступлений по виду деятельности…» следует указать частное от деления совокупности сумм, отраженных в графах 3 «Доходы по виду экономической деятельности» и 4 «Целевые поступления и финансирование…», на совокупность сумм, указанных в графах 3 и 4 по строке «Итого» справки-подтверждения.
Пример
(цифры условные) Организация издает журналы в печатном виде (код ОКВЭД 58.14.1). Доходы от этого вида деятельности за 2020 год составили 17 500 000 руб. (строка 1 графы 3 справки-подтверждения).
Кроме того, организация сдает в аренду свободные нежилые помещения (код ОКВЭД 68.20.2). Доходы от этого вида деятельности за 2020 год составили 18 200 000 руб. (строка 2 графы 3 справки-подтверждения).
В целях частичной компенсации затрат, связанных с осуществлением организацией деятельности в условиях ковидных ограничений, организация получила субсидию из федерального бюджета в сумме 1 800 000 руб.
За 2020 год доля видов деятельности составила:
- от издания журналов – 51,47 % ((17 500 000 руб. + 1 800 000 руб.) : (17 500 000 руб. + 1 800 000 руб. + 18 200 000 руб.) х 100 %);
- от сдачи в аренду помещений – 48,57 % (18 200 000 руб. : (17 500 000 руб. + 1 800 000 руб. + 18 200 000 руб.) х 100 %).
Основным видом деятельности для организации будет издание журналов в печатном виде (I класс профриска). Тариф взносов составит 0,2 %.
Об установленном на 2021 год тарифе территориальное отделение фонда уведомит страхователя до 01.05.2021. До такого уведомления взносы начисляют по прошлогоднему тарифу. При изменении тарифа нужно будет взносы пересчитать (п. 4, 11 порядка).
к содержанию ↑Последствия пропуска срока подтверждения
Пропуск установленного срока подтверждения основного вида деятельности может привести к нежелательным последствиям. И это будет не штраф (он законодательством не предусмотрен). Фонд вправе установить максимально возможный из тарифов взносов по ОСС от НСПиПЗ.
Если документы не представить до 15 апреля, территориальное отделение фонда отнесет страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности. Виды деятельности будут выбраны в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Такое право фонда не является санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности. По мнению суда (например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2019 № Ф04-6455/2018 по делу по делу № А45-16531/2017), это мера, которая призвана гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Следующая