Новости Считается ли велосипед транспортным средством? Правила и советы.
Наступление теплой погоды все больше привлекают молодежь проводить время на улицах города, многие увлекаются ездой на велосипедах. Катание на велосипеде – это очень полезное и интересное занятие! Но не стоит забывать, что существуют правила движения на велосипеде, соблюдение которых гарантирует сохранение здоровья, а порой и жизни велосипедиста и других участников дорожного движения. Необходимо напомнить эти правила детям и особенно их родителям, ведь последствием нарушения правил дорожного движения может быть не только причинение вреда здоровью, но и наступление юридической ответственности.
Правила нужно знать и обязательно выполнять!
Прежде всего, необходимо уточнить относится ли велосипед к транспортному средству и является ли велосипедист полноправным участником дорожного движения?
Ответ на этот вопрос нам дает пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, согласно которому «Велосипед» — это транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
Исходя из вышеизложенного велосипедиста можно считать участником дорожного движения и он обязан подчиняться установленным правилам. Глава 24 Правил дорожного движения посвящена дополнительным требованиям к движению велосипедистов и водителей мопедов.
Так же необходимо сказать о возрастных ограничениях для езды на велосипеде, о которых, возможно, не знают не только дети, но и их родителям:
— До 7 лет — движение велосипедистов должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
— От 7 до 14 лет — движение велосипедистов должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
— Старше 14 лет — движение велосипедистов должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
— габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
— движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
— по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
— по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
— велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Да, правила серьезные! Их нарушение чревато серьезными последствиями. Какая же существует юридическая ответственность?
Так, например, в соответствии со статьей 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Такие нарушения, но совершенные в состоянии опьянения влекут наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Согласно статье 12.30 КоАП РФ нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Нарушение, повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Уважаемые велосипедисты, а также родители несовершеннолетних любителей покататься, прежде чем выезжать на дорогу ознакомьтесь с Правилами дорожного движения. Это займет не так много времени, но сохранит ваше здоровье, а возможно и жизнь!
к содержанию ↑Является ли велосипед транспортным средством и к какому виду относится?
Говоря о транспорте, мы представляем образ автомобиля, троллейбуса, автобуса или какого-либо другого транспортного средства, но велосипед, как правило, не воспринимается нами всерьез. Довольно часто на автодорогах можно встретить велосипедистов, прижимающихся к бордюрам в целях своей безопасности. В статье пойдет речь о том, считается ли велосипед средством транспорта, и если да, то к какому виду относится.
к содержанию ↑Определение транспортного средства
Согласно определению из ПДД к транспорту относятся устройства для перевозки людей, а также груза и оборудования, установленного на транспорте. Это указано в пункте 1.2 свода правил дорожного движения. То есть главная функция транспортного средства – это перевозка.
Классификация подразумевает несколько видов:
- рельсовый;
- колесный;
- гусеничный.
Согласно правилам дорожного движения велосипед также является транспортным средством колесного механического типа, приходящим в движение посредством силы мускул человека, сидящего на нем, или же с помощью электродвигателя, имеющего максимальную мощность при длительном движении не более 0,25 кВт и выключающейся на скорости выше 25 км/ч.
Велосипедист считается водителем велосипеда, он обязан соблюдать правила дорожного движения и нести ответственность за их несоблюдение и за безопасность движения. Особенно это касается тех велосипедистов, кто ездит по шоссе.
Выехав на проезжую часть, велосипедист становится полноправным участником дорожного движения так же, как и водитель автомобилей или общественного транспорта. Однако не все водители велосипедов люди сознательные, несмотря на то что уже довольно взрослые. По автостраде можно ехать только лицам, достигшим 14-летнего возраста.
Очень часто велосипедисты и более старших лет ведут себя на дороге, как пешеходы.
к содержанию ↑Следует всегда помнить, что спешиваясь с велосипеда, человек подчиняется общим правилам для пешеходов, а двигаясь на велосипеде – правилам для водителей автомобилей.
Запреты и правонарушения
Наряду с обязанностями, существуют еще и запреты, которые предусмотрены пунктом 24.8 ПДД. Там перечислено, что категорически запрещается велосипедисту.
- Отпускать руль велосипеда при движении где-либо. Это касается автострады, тротуаров и специальных велодорожек.
- Перевозка груза, не соответствующего по габаритам допустимым нормам. Груз не должен выступать в любую из сторон более чем на полметра.
- Перевозка пассажиров на велосипеде, у которого отсутствует специальная оснастка.
- Передвигаться на велосипеде по пешеходному переходу. Необходимо спешиться.
- Передвигаться без специального шлема или с расстегнутыми фиксаторами.
- Совершать разворот или поворот влево по трамвайным линиям и по дороге, где обозначено несколько полос движения.
- Запрещается буксировать что-либо, кроме прицепов.
- Садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Садиться за руль после приема одурманивающих или сильнодействующих лекарственных средств.
- Передвигаться по автостраде, если рядом есть велосипедная дорожка.
- Передвигаться по обочинам дороги или по разделительным полосам.
- Передавать вождение велосипеда другому лицу, проехавшему без отдыха большое расстояние, находящемуся в нетрезвом виде, под наркотическим опьянением или принимающему сильнодействующие лекарства.
- Вести общение по телефону без гарнитуры во время движения.
Дорожные знаки для водителя велосипеда
Основных велосипедных знаков три, из которых два предписывающих и один запрещающий:
- «пересечение велосипедной дорожки с пешеходной» и другими – это предписывающий знак;
- знак «велосипедная дорожка» – тоже предписывающий;
- знак «запрещено движение на велосипеде» – запрещающий.
А также существуют общие знаки, которые велосипедисту необходимо брать во внимание, такие как:
- «движение запрещено»;
- «проезд запрещен»;
- «дорога только для автомобилей»;
- «пешеходная зона» или «пешеходная дорожка».
Учитывая все правила и предписания для велосипедистов, можно наслаждаться поездками, совмещая приятное с полезным.
Езда на велосипеде – это не только экологичный способ передвижения, но и тренировка физических качеств.
В следующем видео вас ждут правила дорожного движения для велосипедистов.
ВЕЛОСИПЕД — ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Первое к чему стоит обратиться – это пункт 1.2. ПДД. Третий абзац этого пункта гласит: «Велосипед – транспортное средство…».
Обратившись ниже, к этому же пункту, видим следующее: «Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». Ну и наконец: «Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством…» Отсюда следует, что и автомобиль, и мотоцикл, и велосипед, движущиеся по дорогам, являются транспортными средствами, соответственно, к ним и к их водителям предъявляются одинаковые требования Правил.
Исключением являются пункты, в которых упоминаются механические транспортные средства, то есть приводимые в движение двигателем; велосипеды к ним не относятся. Например, п. 2.1.
ПДД содержит обязанности водителей механических транспортных средств – иметь при себе водительское удостоверение, регистрационные документы и т.д. Все мы прекрасно понимаем, что к велосипедисту отнести данные требования невозможно, именно поэтому данный пункт касается только водителей автомобилей, мотоциклов, тракторов и других транспортных средств, оборудованных двигателями. А вот пункт 2.7.
запрещающий управлять транспортным средством в состоянии опьянения относится ко всем водителям без исключения, со всеми вытекающими последствиями…
В пункте 24.1. Правил сказано, что велосипедисты старше 14 лет должны двигаться по велосипедной дорожке или полосе для велосипедистов. В нашем славном селе, к сожалению, нет ни того ни другого, поэтому обратимся к следующему пункту, немного переработав его под наши реалии: «Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
— по правому краю проезжей части, если отсутствуют велосипедная дорожка;
— по обочине, если отсутствует велосипедная дорожка, либо отсутствует возможность двигаться по правому краю проезжей части;
— по тротуару, если отсутствует велосипедная дорожка или возможность двигаться по ней, а также по правому краю проезжей части или обочине, либо велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет, либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье».
Здесь всё однозначно – нет велодорожки – двигайся по проезжей части, нет возможности – едь по обочине. И только в самом крайнем случае перебирайся на тротуар. Если же ты ребенок, либо перевозишь или сопровождаешь такового – ты обязан ехать по тротуару! На наших улицах всё перевернуто с ног на голову – маленькие дети рассекает по дорогам, тогда как взрослые лезут на тротуары, а многие, забывая, где у них «право», едут по проезжей части навстречу автомобилям.
Теперь о водителях. Очень многие наши автомобилисты считают велосипедиста на дороге недоразумением и никак не хотят относиться к нему как к полноправному участнику движения. В первую очередь, это касается требований уступить дорогу.
А ведь в том же пункте 8.8. ПДД сказано, что при повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам, к коим относится и велосипед. Или, например, знак 2.4.
«Уступите дорогу» предписывает уступать дорогу всем транспортным средствам, движущимся по пересекаемой или главной дороге, а не только механическим.
Вернувшись к велосипедистам, следует отметить необходимость подачи сигналов поворота (п. 8.1. ПДД), которая относится ко всем водителям без исключения. Не так сложно протянуть руку в сторону при повороте или начале движения.
Всё вышесказанное лишь небольшая часть представленных в ПДД требований.
В заключение хочу сказать, что, приобретая велосипед себе или своему ребенку, вы должны обрести в том числе и соответствующий багаж знаний, позволяющий обеспечить, как собственную безопасность, так и безопасность других участников движения. Думать, что, если вы на велосипеде, то ПДД не для вас, крайне неправильно и небезопасно! Здоровья Вам и только приятных впечатлений от велопрогулок!
С уважением, государственный инспектор БДД
ПП (д.с. Ербогачен) ГГИБДД МО МВД России «Киренский»
лейтенант полиции Ананьев Сергей Альбертович
к содержанию ↑Езда на велосипеде: правила и штрафы за нарушения ПДД
Велосипедисты могут передвигаться по велодорожкам, тротуарам или обочинам дорог в зависимости от возраста. Подростки до 14 лет обязаны ездить только с сопровождением. Если велосипедист нарушит ПДД, то получит штраф от 800 до 1500 руб.
Он вправе получить компенсацию за травмы и понесенный моральный вред из-за столкновения с автомобилистом. Если велосипедист виноват в аварии, он обязан возместить водителю ущерб его имуществу и вред здоровью. При отказе в добровольном возмещении автомобилист вправе обратиться в суд.
По статистике Госавтоинспекции, с каждым годом количество аварий с велосипедистами увеличивается: в 2017 году их произошло 5247, в 2018-м – 5323, в 2019-м – 5403, а в 2020-м – уже 5732. При этом за четыре года погибло около 1500 человек. Рекордсменами по происшествиям оказались Краснодар, Ростов, Курск, Орел и Нижний Новгород.
к содержанию ↑Правила движения на велосипеде
Дети от 7 до 14 лет могут ездить только по тротуарам, пешеходным или велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон согласно п. 24.3-24.4 ПДД «Дополнительные требования к движению велосипедистов».
С 14 лет подростки и взрослые вправе кататься по правому краю проезжей части или обочине, если нет специальных дорожек. Велосипедисты могут передвигаться по дороге в колонне по одному или по двое (при максимальной ширине занимаемой проезжей части не более 0,75 м). Если по обочине кататься не получается, то велосипедист может занять тротуар (п.
24.5 ПДД).
Велосипедист перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой должен подавать соответствующие сигналы рукой. А вечером или ночью, в тоннеле – включить фонари согласно п. 19.1 ПДД.
При их отсутствии рекомендовано передвигаться в светоотражающем жилете или использовать другие средства, например, катафоты по п. 24.10 ПДД.
При создании помех и опасности для других участников движения или пересечении пешеходного перехода велосипедист обязан передвигаться как пешеход по п. 24.6, 24.8 ПДД.
к содержанию ↑Что нельзя делать при езде на велосипеде
- ездить по автомагистрали по п. 16.1 ПДД «Движение по автомагистралям»;
- кататься на велосипеде, держась за него одной рукой;
- перевозить груз, который мешает езде или длиннее велосипеда на 0,5 м;
- катать пассажиров, если для этого велосипед не предназначен, или катать детей до 7 лет без специального сиденья;
- буксировать велосипед по п. 24.8 ПДД.
Что грозит велосипедисту за неправильную езду
Если велосипедист нарушает ПДД, в частности, едет не по велодорожке или передвигается с попутчиком, а не в колонне, то получит штраф 800 руб. по ч. 2 ст.
12.29 КоАП. Если он к тому же будет пьяным, то санкция увеличится до 1000–1500 руб. по ч.
3 ст. 12.29 КоАП «Нарушение ПДД лицом, участвующим в движении».
Так, Анатолий Пирогов* из Архангельска пересек на велосипеде перекресток на красный сигнал светофора. Это увидел полицейский и выписал ему штраф 800 руб. по ч.
2 ст. 12.29 КоАП. Пирогов с наказанием не согласился и подал жалобу в Октябрьский районный суд г.
Архангельска. Он считал, что инспектор нарушил его право и не дал времени для обращения к адвокату. После изучения материалов дела судья Наталья Чебыкина установила, что инспектор разъяснил Пирогову право на защиту.
Это подтверждается его подписью в протоколе и рапортом полицейского. По этим основаниям суд оставил штраф в силе (дело № 12-374/2020).
Велосипедист не согласился с решением и подал жалобу в Архангельский областной суд. Пирогов доказывал, что начал двигаться на мигающий красный сигнал светофора, а полицейский не разъяснил ему права. Но судья Александр Харлов согласился с мнением коллеги и не отменил штраф.
Он обратил внимание, что красного мигающего режима у светофора нет. Тем более после вынесения штрафа Пирогов его оспорил, значит, свои права знал, подчеркнула апелляция (дело № 7р-831). В вышестоящие инстанции велосипедист не обращался.
Когда велосипедист может рассчитывать на компенсацию морального вреда
При создании помех другим участникам движения велосипедист заплатит 1000 руб. по ч. 1 ст.
12.30 КоАП, а если это повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью – 1000–1500 руб. по ч. 2 ст.
12.30 КоАП «Нарушение ПДД лицом, участвующим в движении, с созданием помех или причинении вреда здоровью».
Помимо штрафа, потерпевший может взыскать с виновника-велосипедиста компенсацию морального вреда за причиненные страдания. Так, Игорь Шишикин* выезжал на велосипеде на главную дорогу и не уступил путь Людмиле Бабкиной*. Велосипедисты столкнулись, и Бабкина получила закрытый перелом лучевой кости со смещением.
По заключению эксперта, такие травмы относятся к средней тяжести вреда здоровью. Полицейские выписали Шишикину штраф 1000 руб. по ч.
2 ст. 12.30 КоАП.
В свою очередь, Бабкина обратилась в Колышлейский районный суд Пензенской области за компенсацией морального вреда в размере 250 000 руб. Ведь ей пришлось долгое время восстанавливать руку, до сих пор она не может ею работать и чувствует онемение. В дальнейшем она планирует оформлять инвалидность.
Шишикин согласился с виной в травмах Бабкиной, но просил снизить размер компенсации до 30 000 руб.
Судья Сергей Прошкин изучил выписки из амбулаторных карт и заключение эксперта, выслушал истца с ответчиком и определил, что Бабкина получила перелом по вине Шишикина. Вместе с тем суд уменьшил моральный вред до 60 000 руб. с учетом неосторожности Шишикина, наличия у него двух малолетних детей и отсутствия работы (дело № 2-266/2019).
Виновник-велосипедист решение суда не обжаловал.
к содержанию ↑Что говорят эксперты о движении велосипедистов
Руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов поясняет, что часто водители сталкиваются с велосипедистами, проезжающими по тротуарам или проездам в жилой зоне. Автомобилисты ошибочно уверены в своем приоритете на дороге. Между тем при наличии знака «Жилая зона» и п.
8.3 ПДД «Начало движения. Маневрирование» водитель обязан пропустить велосипедиста и лишь затем продолжить движение.
Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала отмечает, что иногда велосипедисты двигаются по тротуарам и совершают опасные маневры, рискуя жизнью окружающих. Помимо этого, водители ездят на машине как источнике повышенной опасности. Поэтому при причинении вреда здоровью или имуществу велосипедиста обязаны возместить ущерб по ст.
1064 ГК РФ.
Следующая