Новости Официальный сайт Сызранского военного летного училища
В Сызранском летном училище готовят летчиков высшего уровня, они могут не только управлять вертолетами, но и разбираться в механике, чтобы в случае необходимости заменить техника.
Игорь Лапик Ирина Елагина 2025-11-20 09:37:01© Фото: ТРК «Звезда» © Видео: ТРК «Звезда»Поделиться:
Будущих асов-вертолетчиков готовят в прославленном училище в Сызрани. И опыт специальной военной операции, а он у наших экипажей уже просто колоссальный, в вузе внедряют постоянно. Чем сейчас живет кузница кадров для армейской авиации ВКС, узнал Игорь Лапик.
Покорение неба начинается с гимнастического колеса. На таких еще Гагарин готовился к своим полетам. Простое устройство развивает выносливость и тренирует вестибулярный аппарат.
После зарядки на улице юные летчики перемещаются в учебные классы и аудитории.
Курсанты Сызранского высшего военного авиационного училища, садясь за тренажеры, переносятся отчасти в виртуальную реальность. Здесь не взлетая можно научиться поднимать в воздух все типы боевых вертолетов. Это единственный в России вуз, который готовит летчиков армейской авиации.
Вертолет «Ансат» считается в летном училище своеобразной летающей партой, за которой отрабатываются азы пилотирования. Визуализация здесь потрясающая. Звуки двигателя и винтов раздаются из аудиоколонки.
Впереди большой панорамный экран. Присутствуют все приборы и органы управления. После такого тренажера сесть в настоящий вертолет не страшно.
Плохие метеоусловия, отказ двигателя или электроники в полете. Опытные инструкторы подскажут, как нужно действовать в любых нештатных ситуациях. Кроме того, учат применять вооружение и самим уходить от вражеской ПВО.
«Если работают по нему ракеты, тепловые ловушки отводят, а если зенитки работают, трассер — он же виден, он должен уклоняться», — пояснил старший инструктор практического обучения Владимир Барыкин.
Как вертолеты армейской авиации уничтожают украинских националистов различными видами ракет, мы регулярно видим в сводках с передовой. Летчики-курсанты изучают опыт специальной военной операции.
Внимательно следят за боевыми действиями, которые ведут их старшие товарищи.
Валерий — военнослужащий в третьем поколении. Его дедушка летал еще на Ми-4, а он готовится освоить Ми-28 «Ночной охотник».
«Красивая фраза прозвучала от главного героя в фильме «Небо». Он сказал, что он не работает на Россию, он служит России. Служить России и защищать ее — честь», — считает Валерий, курсант Сызранского ВВАУЛ — филиала ВУНЦ ВВС ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.
Сызранское летное училище имеет мировую славу. Здесь учатся курсанты почти из 30 стран. Анжела-Ребекка Вигникин — единственная девушка в вузе. Приехала из далекой африканской страны Бенин. Вернется к себе на родину квалифицированным авиатехником.
«Не женская это работа? В Бенине у нас нет разницы. Я думала, это будет хорошо, потому что в Бенине есть много вертолетов», — рассказала Анжела-Ребекка Вигникин, курсант Сызранского ВВАУЛ.
Конечно же самое главное для летчиков — это небо. Курсанты летают с марта по октябрь. Сейчас же свои навыки оттачивают инструкторы. Для них проводят специальные сборы, на которых вырабатывается единая методика обучения курсантов.
Сызранское летное училище готовит универсальных специалистов. В случае необходимости летчики без помощи техников могут сами зарядить неуправляемыми ракетами подвесной блок или диагностику провести. Выпускники считаются элитой Вооруженных сил, «штучные» специалисты.
За все время вуз подготовил более 20 тысяч вертолетчиков высшего уровня.
к содержанию ↑Сызранское высшее авиационное училище летчиков
История учебного заведения начинается с марта 1940 года, когда директивой Главного управления кадров Народного комиссариата обороны СССР (ГУК НКО СССР) в городе Саратове Саратовской области (РСФСР, СССР), на базе 58-й отдельной авиационной разведывательной эскадрильи, была сформирована Саратовская военная авиационная школа пилотов (СВАШП). Школа готовила летчиков на многоцелевые одномоторные самолеты-бипланы Р-5, на которых успела сделать только один выпуск. Приказом Народного комиссара обороны СССР от 5 февраля 1941 года был установлен годовой праздник школы – 1 мая.
С началом Великой Отечественной войны потребность в пилотах военных планеров для выполнения специальных заданий в тылу противника. Приказом Народного комиссара обороны СССР от 4 сентября 1941 года школа была реорганизована в Военную авиационную планерную школу (ВАПШ) по подготовке пилотов планеров для Воздушно-десантных войск (ВДВ) Красной Армии. Подготовка пилотов-планеристов была двух типов, готовили отдельно дневных и ночных планеристов.
25 мая 1942 года Член Военного Совета авиации Воздушно-десантных войск генерал-майор Михаил Павлович Спирин вручил школе Боевое Знамя. В январе 1945 года школа дополнительно стала готовить летчиков на самолеты По-2 и УТ-2.
В январе 1946 года школа была передислоцирована в город Пугачев Саратовской области (РСФСР, СССР) и в июне того же года переименована в Пугачевское авиационное планерное училище ВДВ, для подготовки командиров тяжелых десантных планеров. В период с ноября 1950 года по август 1951 год при училище действовали курсы по подготовке специалистов метеослужбы, бортовых радистов и кодировщиков. В январе 1952 года, согласно директивы Генерального штаба училище было перепрофилировано на подготовку правых (вторых) летчиков на транспортные самолеты Ли-2.
В 1952 году училище получило наименование 160-го Военного авиационного училища летчиков, а с 1953 года перешло на обучение курсантов на вертолетах, которые являлись для того времени принципиально новой авиационной техникой. Первоначальную летную подготовку курсанты проходили на самолетах Як-18, затем пересаживались на вертолеты Ми-4. В 1956 году в училище была сформирована учебная авиационная эскадрилья на вертолетах Ми-, по переучиванию летного состава строевых частей н вертолетную технику.
В июне 1960 года училище передислоцируется в город Сызрань Куйбышевской области (РСФСР, СССР) и переименовывается в Сызранское военное авиационное училище летчиков. В 1961 году в училище обучались военные летчики из Народной Социалистической Республики Албания. Первоначальную летную подготовку курсанты стали проходить на вертолетах Ми-1.
В 1966 году училище получило статус высшего военно-учебного заведения и получает наименование — Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Устало готовить пилотов вертолета Ми-8, с квалификацией «летчик-инженер». В 1971 году при училище велась подготовка бортовых техников на вертолет Ми-2.
В 1976 был открыт музей училища. Приказом Министра обороны СССР от 17 декабря 1982 года училищу присвоено почетное наименование 60-летия СССР. В 1985 году был проведен досрочный выпуск летчиков-инженеров, а также курсантов одногодичных пилотных курсов для отправки в служебную командировку для выполнения интернационального долга в Демократической Республике Афганистан.
В 1986 вертолетные экипажи училища принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В училище стали готовить пилотов на ударный вертолет Ми-24 и корабельный противолодочный вертолет Ка-27.
В училище реализовывались учебные программы по подготовке летчиков вертолетов армейской и морской противолодочной авиации с присвоением квалификаций «летчик-инженер». Срок обучения в училище составлял четыре года.
Выпускникам училища присваивалось воинское звание лейтенант, выдавался диплом общесоюзного образца и вручался нагрудный знак об окончании высшего военного училища.
Летчик многоцелевого вертолета Ми-8 |
Летчик ударного вертолета Ми-24 |
Летчик корабельного противолодочного вертолета Ка-27 |