Новости Незаконная ловля рыбы по КоАП: законы, штрафы, ответственность
КоАП РФ Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, —
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты —
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
(часть 1.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —
влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
(часть 1.3 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 201-ФЗ)
2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —
(в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 91-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Нарушение правил, регламентирующих виды пользования животным миром, за исключением охоты и рыболовства (включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, —
(в ред. Федерального закона от 13.06.2023 N 234-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к содержанию ↑Административная ответственность за нарушение правил Рыболовства
Нарушение правил любительского рыболовства подпадает под статью 8.37. КоАП РФ. Часть 2 указанной статьи.
Статья 8.37. Нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства
2. Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 5000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от 20000 до 30000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии
2. Нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в силу ст. 28.1 КоАП РФ является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (п. 5 ст. 28.1 и ст. 28.2 КоАП РФ).
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Также лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Сам протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п.1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
В силу ст. 23.27.
КоАП РФ органом, рассматривающим дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 8.37.
КоАП РФ, является Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанного органа, вправе:
1) руководитель Росрыболовства, его заместители;
2) руководители структурных подразделений Росрыболовства, их заместители;
3) руководители территориальных органов Росрыболовства, их заместители;
4) начальники отделов, заместители начальников отделов, главные и старшие государственные инспектора территориальных органов Росрыболовства.
При этом, в силу п. 2 ст. 23.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.
8.37 КоАП РФ, рассматриваются судьями только случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Помимо указанных лиц, протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, полномочны составлять согласно ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ОВД (полиции).
В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается наказание в виде штрафа, протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения правонарушения выносится постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа в порядке, предусмотренном статьей 29.10 КоАП РФ. Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено. Однако если лицо, в отношении которого выносится постановление, оспаривает наличие события или само наказание, тогда составляется протокол об административном правонарушении.
Что касается конфискации судна, то в силу п. 1 ст. 3.7 КоАП РФ она назначается только судьей.
При этом должностное лицо, обнаружившее административное правонарушение, в порядке ст. 28.8 КоАП РФ направляет протокол об административном правонарушении для рассмотрения дела судье. Протокол передается в течение 3-х суток с момента его составления.
Вступившее в силу постановление судьи о конфискации вещи исполняется только судебным приставом-исполнителем в порядке исполнительного производства. Конфискованное судно впоследствии реализуется. П.
11 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 устанавливает, что за административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, дополнительное наказание в виде конфискации может быть назначено лишь в случае нарушения правил добычи (вылова) водных биоресурсов и в отношении тех орудий, которые использовались при незаконной добыче (вылове).
Выводы о необходимости применения конфискации либо о неприменении к виновному лицу должны быть мотивированы судьей в постановлении о привлечении лица к административной ответственности.
При этом следует иметь в виду, что в силу части 2 статьи 3.7 КоАП РФ конфискация дозволенных орудий рыболовства не может быть применена к правонарушителям — физическим лицам (как имеющим, так и не имеющим статуса индивидуального предпринимателя), если на основании имеющихся в материалах дела фактических данных, а также представленных в судебное заседание доказательств будет установлено, что рыболовство для этих лиц является основным законным источником средств к существованию.
В п. 12 Постановления Пленума ВС РФ закреплено, какие суда является орудиями совершения данного правонарушения. К ним относятся любые самоходные и несамоходные плавучие сооружения (в том числе, резиновые лодки), если они применялись при совершении противоправных виновных действий (бездействия), за которые установлена административная ответственность (в частности, при незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов, а в определенных для отдельных видов рыболовства случаях также при приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранении и выгрузке уловов водных биоресурсов, при незаконном производстве продукции из водных биоресурсов).
К судам, которые следует признавать орудиями добычи (вылова) водных биоресурсов, относятся лишь те плавучие сооружения, которые применялись при незаконной добыче (вылове) водных биоресурсов.
- Версия для печати
- Ссылка на страницу
- Отправить по почте
Ответственность за нарушения требований законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов
Граждане, осуществляющие добычу (вылов) водных биоресурсов в нарушение установленных законом требований, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Так, административная ответственность за нарушения, совершенные при осуществлении любительского и спортивного рыболовства на внутренних водных объектах, влечет наложение административного штрафа от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи водных биологических ресурсов или без таковой. Если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, предусмотрена уголовная ответственность.
При незаконной добыче водных биоресурсов начисляется ущерб. Помимо назначения наказания, предусмотренного КоАП РФ либо УК РФ, с граждан, выловивших данные водные биоресурсы, взыскивается ущерб, причиненный водным биоресурсам. Данный ущерб определяется на основании постановления правительства РФ от 26.09.2000 № 724.
Законодательство усилило уголовную ответственность за незаконный вылов водных биоресурсов, а также определило размер крупного и особо крупного ущерба.
Крупным ущербом признается ущерб, исчисленный по установленным таксам, превышающий 100 тысяч рублей, особо крупным – превышающий 250 тысяч рублей.
Уголовный кодекс предусматривает наказание в виде: штрафа в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от 2 до 3 лет, либо исправительных работ на срок до 2 лет, либо лишение свободы на тот же срок, если незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов, совершена:
а) с причинением крупного ущерба (превышающего 100 тысяч руб.);
б) с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов.
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
За совершение вышеуказанных деяний, совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо причинивших особо крупный ущерб (превышающий 250 тысяч рублей), уголовный кодекс предусматривает наказание в виде: штрафа в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы, или иного дохода за период от трех до пяти лет, либо лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Наряду с этим граждане обязаны не допускать загрязнения и засорения водных объектов и их водоохранных зон.
Гражданам, в том числе рыболовам, согласно действующему законодательству запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов. Стоки от мойки автотранспорта тоже будут трактоваться как сточные воды, оказывающие вредное воздействие на среду обитания и водные биологические ресурсы.
Водным кодексом РФ закреплено, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения и истощения вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Определено, что за пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водных объектов и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются по соответствующей береговой линии. Для рек или ручьев в зависимости от протяженности от их истока до устья ширина водоохранных зон составляет от 50 до 200 м.
Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой, а ее радиус для их истоков устанавливается в размере пятидесяти метров.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.
В границах водоохранных зон запрещаются:
– движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;
– мойка транспортных средств.
Нарушение вышеуказанных норм права (в том числе движение и стоянка, мойка транспортных средств в водоохранной зоне водных объектов) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Санкция данной статьи предусматривает административное наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от 3 до 4,5 тысяч рублей.
Так, правоохранительными органами 15 мая 2019 года возбуждено уголовное дело в отношении жителя Краснеокамского района по признакам преступления, предусмотренного п “б,в” ч.1 ст. 256 УК РФ, по факту незаконного вылова водных биологических ресурсов.
Установлено, что 08 мая 2019 года около 21 часов 30 минут местного времени правонарушитель, в устье реки Гнилой Танып с использованием самодельного деревянного маломерного судна с установленным подвесным мотором, с использованием лесковой сети длиной 90 метров осуществил незаконный вылов водных биоресурсов, а именно рыбы и речных раков.
В этот же деньв ходе проведения оперативно – профилактических операции правонарушитель был задержан сотрудниками полиции ЛОП речного порта г. Уфа.
- ← Итоговое собрании ППМИ 2020
- Порядок выдачи и оплаты сертификатов на газификацию индивидуальных жилых домов →