Новости Различия между службой по призыву и контракту: что выбрать?
Проект представляет собой анализ различий между прохождением военной службы по призыву и по контракту. Исследование включает в себя рассмотрение правовых основ, характера службы, а также социальных гарантий для военнослужащих. Цель проекта — разъяснить основные отличия между двумя формами военной службы.
Идея проекта: Сравнить и проанализировать две основные формы военной службы в России для получения более глубокого понимания их отличий.
Цель проекта: Разъяснить основные различия между военной службой по призыву и по контракту.
Проблема: Отсутствие информированности о различиях между военной службой по призыву и по контракту может привести к недопониманию и неправильным представлениям о службе в армии.
Целевая аудитория: Военнослужащие, граждане, интересующиеся вопросами военной службы.
Задачи проекта: 1. Изучить правовые основы прохождения военной службы по призыву и по контракту. 2.
Сравнить характер службы в двух формах. 3. Проанализировать социальные гарантии для военнослужащих по контракту.
4. Подготовить выводы о преимуществах и недостатках каждой формы службы.
Роли в проекте: исследователь, автор, аналитик
Ресурсы: Доступ к информационным ресурсам, статьи и законодательные акты, время для анализа и обработки данных.
Продукт: Исследовательский отчет с подробным анализом различий между военной службой по призыву и по контракту. В отчете будут представлены основные выводы и рекомендации.
к содержанию ↑Правовые основы военной службы по призыву и по контракту
Анализ законодательства, регулирующего прохождение военной службы по призыву и по контракту. Рассмотрение основных нормативных актов и правовых различий между этими двумя формами службы. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Характер службы в военной службе по призыву и по контракту
Сравнительный анализ условий службы, обязанностей и прав военнослужащих по призыву и по контракту. Изучение специфики службы в зависимости от формы призыва. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Социальные гарантии для военнослужащих по контракту
Обзор социальных льгот, гарантий и возможностей, предоставляемых военнослужащим по контракту. Исследование пакета социальной поддержки для контрактников. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Преимущества и недостатки военной службы по призыву
Анализ плюсов и минусов прохождения военной службы по призыву. Выявление основных преимуществ и недостатков данной формы службы. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Преимущества и недостатки военной службы по контракту
Исследование плюсов и минусов службы по контракту. Оценка преимуществ и недостатков контрактной формы военной службы. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Мотивация для выбора военной службы по контракту
Исследование факторов, которые могут мотивировать граждан на выбор контрактной службы. Анализ личных, профессиональных и социальных мотивов для службы по контракту. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Процесс набора и отбора в вооруженные силы по контракту
Описание процесса набора и отбора граждан на контрактную службу в российских вооруженных силах. Рассмотрение требований, этапов и особенностей отбора контрактников. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Обучение и повышение квалификации военнослужащих по контракту
Исследование системы обучения, переподготовки и повышения квалификации военнослужащих, выбравших контрактную службу. Анализ программ и возможностей для профессионального роста. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Психологические аспекты военной службы по контракту
Рассмотрение влияния психологических факторов на военнослужащих, выбравших контрактную службу. Анализ стрессовых ситуаций, адаптации и психологической поддержки в контрактной форме службы. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Эффективность военной службы по призыву и по контракту
Исследование показателей эффективности и результативности военной службы по призыву и по контракту. Оценка влияния различий в формах службы на общую эффективность армии. Контент доступен только автору оплаченного проекта
Актуальное интервью. Служить по призыву или по контракту?
В Вагайском районе побывал инструктор областного пункта отбора на военную службу по контракту В.А. Быстров. В беседе с журналистамиВиталий Анатольевич рассказал о перспективах и возможностях, которые открывает служба на контрактной основе.
– Расскажите, когда стартовала призывная кампания в текущем году в нашем районе?
– Призывная кампания в этом году начинается с середины мая, официально она стартует первого апреля, происходит подготовка, медицинские комиссии и ориентировочно она продлится до середины июля.
– Молодым людям предлагают службу по контракту, расскажите об этом подробно: в чем плюсы и минусы?
– В прошлом году вступили официальные изменения в 53 ФЗ РФ, которые говорят о том, что молодые люди, получившие среднее профессиональное образование, либо высшее образование, но не проходившие еще военную службу, имеют право выбора: либо пойти на срочную службу один год или же пойти на 2 года службы по контракту. Если рассмотреть эти два варианта, в чем будут существенные отличия? Если молодой человек выбирает срочную службу, он уезжает туда, куда его «родина пошлет» и денежное довольствие у него будет составлять порядка двух тысяч рублей в месяц.
Военная служба по контракту в этом плане отличается тем, что молодой человек сам, пройдя все обязательные мероприятия отбора, выбирает ту воинскую часть, которой он бы хотел проходить службу. Денежное довольствие будет отличаться как минимум в десять раз и составит порядка 18-20 тысяч первоначально. Относительно режима службы тоже есть существенные отличия от срочников: контрактник не находится 24 часа в сутки в воинской части.
У каждой части свой режим, но ориентировочно с 8 утра до 19.00, из них два часа дается на обеденный перерыв. После обязательного вечернего построения военнослужащий отправляется либо к себе домой, либо по своим личным делам за периметр части.
Молодые люди должны понимать, что, соглашаясь на службу по контракту, — это вовсе не значит, что они будут находиться круглосуточно в воинской части. По истечению испытательного срока в три месяца по разрешению командира воинской части онивправе снять жилье за периметром. Это как раз актуально для тех, кто успел завести семью.
– Правильно ли я понимаю, жилье военнослужащему по контракту не предоставляется?
– Все зависит от воинской части, которую выбирает будущий контрактник. Есть воинские части, где жилищный фонд присутствует. Но в любом случае, в казармы контрактников никто селить не будет.
Самое минимальное, что может предоставить воинская часть – это кубриковая система. Это комната, в которой проживает по 4 человека (солдаты-контрактники). Условно говоря, это мини-общежитие.
Если же воинская часть не обладает служебным фондом, а молодой человек желает снимать жилье за периметром, то в этом случае выплачиваются поднаемные средства в следующем размере: 3600 рублей при наличии семьи до трех человек , и 5400 от 4 и более.Такие города, как Москва и Санкт-Петербург, имеют фиксированную ставку по 15000.
– В какие регионы в основном отправляют на службу по контракту?
– На нашем пункте отбора в основном рассматриваются воинские части Центрального военного округа , то есть мы комплектуем такие города, как Екатеринбург, Чебаркуль, Самара. Под Тюменью в пос. Еланский есть большой учебный центр, который пользуется большой популярностью именно у семейных, потому что там воинская часть обладает хорошим служебным фондом.
На территории части есть садики, школы.
Есть так же у нас заграничные воисковые базы – одна из них в Таджикистане. Так же относится к Центральному военному округу и очень востребована у контрактников. Привлекает денежное довольствие.
К примеру, молодой человек после 11 классов ( это самый нижний порог, который туда рассматривают), со здоровьем категории «А» становится на должность стрелка, у него денежное довольствие сразу же составит 28 тысяч. Отпуск начинается от 45 суток, плюс к тому же благоприятный регион, а выслуга лет составит один года за три.
– Бывают ли случаи, когда молодой человек, заключив контракт, расторгает его после непродолжительного прохождения службы?
– Такие случаи тоже бывают. Это все зависит от человека. Молодые люди должны понимать, что, подписывая контракт, они будут нести серьезную военную службу, у них будет перечень обязанностей, надо будет соблюдать устав и т.д.
Плюс – это физическая нагрузка, учения, определённый ряд лишений. Если вы заключили контракт и в процессе поняли, что это не ваше, то есть возможность перевестись на призыв, то есть вы в этой же части дослужите положенный срок. Вам пересчитают два дня за один.
Допустим, вы прослужили два месяца службы по контракту, – в пересчете на срочную – это один. Но бывает и так, что люди, напротив, продлевают контракты, это сейчас довольно распространенная тема. Потому что люди именно с высшим образованием имеют хорошую возможность карьерного роста.
Могут перевестись из сержантского в офицерский состав. А это и повышение заработной платы и другие привилегии.
– Заключают ли договор по контракту с девушками?
– Это достаточно тяжело сделать, но думаю, министерство обороны эти вопросы будет продвигать и продумывать. Как правило, девушки у нас в войсках – это два направления: либо связь, либо медицина. А девушки у нас зачастую приходят с профессиями экономиста или менеджера.
Но тем не менее, такие прецеденты случаются. Если в части есть такая потребность,для девушки могут провести какие-то курсы и заключить с ней контракт.
Контракт или мобилизация
Мне известно довольно много историй о том, как мобилизованного, отказавшегося подписывать контакт, отпускали домой. Однако, никого из этих людей я лично не знаю. Поэтому я решил изучить вопрос на уровне законодательства и теперь делюсь с вами своими выводами.
Служба по призыву, служба по мобилизации, служба по контракту – общее и различное. Присвоение статуса контрактного служащего на основании Указа президента – законодательная допустимость. Обжалование решения призывной комиссии в суде, приостановление решения на время обжалования.
Оговорюсь сразу, текст данной статьи — мое профессиональное мнение, основанное на анализе законодательства, но не основанное на судебной практике, поскольку, она еще не сформирована.
Объем воинской обязанности регламентирован статьей 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Часть первая статьи говорит о базовых обязанностях граждан при мирной жизни общества:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
На этом, все – перечень закрытый. У нас есть две активные обязанности в мирное время – проходить военную службу по призыву и участвовать в военных сборах. Все остальные пункты обеспечивают исполнение этих активных действий.
Вторая часть статьи 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отвечает на этот вопрос:
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
То есть, призыв по мобилизации – самостоятельное основание для возникновения новых обязанностей у гражданина. Статья 17 ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации» подтверждает самостоятельность мобилизационного призыва от иных оснований прохождения воинской службы.
Порядок призыва на службу по мобилизации, не отличается от службы по призыву, отличается только основание – объявление мобилизации. То есть, с объявлением мобилизации возникает новая обязанность у граждан – проходить службу по мобилизации. Порядок реализации этой обязанности определяет федеральное законодательство и прочие нормативные акты.
Как определяется служба по контракту?
Нормативная база – 5 раздел ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Что определяет действительность контракта?
Двусторонний характер – контракт заключается между гражданином и представителем министерства обороны.
Эти три элемента необходимы для начала контрактной службы.
Резюме. Есть три типа службы в вооруженных силах – по призыву, по мобилизации, по контракту. Каждый из типов прохождения военной службы, хотя и может включать выполнение военнослужащим одинаковых действий, имеет специальное основание. Служба по мобилизации отличается от службы по контракту.
Заключение контракта – всегда добровольное действие, двусторонняя сделка, похожая на трудовой договор, а служба по мобилизации – обязанность гражданина.
Указом президента РФ от 21.09.2022 № 647 на территории нашей страны начата частичная мобилизация.
Пунктом 2 Указа определено: граждане, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту.
Согласно тексту Указа, возникает неразрывная связь между статусом мобилизованного и статусом военнослужащего по контракту. Если мобилизованные имеют все права контрактников, то, в том числе и право на добровольное заключение самого контракта, с которым Закон связывает возникновение отношений из контракта. Или же они уже как бы подписали контракт, потому что так сказано в Указе президента.
Допустимо ли приписывать статус контрактников без подписания контракта?
Нет, не допустимо, поскольку это противоречит законодательным требованиям к контракту (добровольность, наличие двух сторон, письменная форма).
А может быть, президент своим Указом может изменить требования Федерального Закона?
Нет, не может, поскольку ФЗ имеет юридическую филу Закона и стоит выше Указа президента, который относится к подзаконным нормативно-правовым актам.
Резюме. Подписание контракта является единственным основанием для возникновения контрактных (договорных) отношений между гражданином и государством. Если же человек не подписал контракт, то и статуса лица, проходящего военную службу по контракту он не имеет.
В Указе президента ясно сказано: статус мобилизованного и статус служащего по контракту связаны неразрывно. Без одного статуса не может возникнуть другого и наоборот. Однако, в силу самого Указа статус контрактника не возникает, поскольку это противоречило бы Федеральному Закону.
Следовательно, гражданам, желающим проходить военную службу по мобилизационному призыву необходимо контракт подписать.
Излишне, я думаю, напоминать о том, что ваша личная подпись всегда является проявлением вашего свободного волеизъявления. Никто и никак не может обязать вас ставить подпись.
Есть и другое мнение. Издание Lenta.ru опубликовало статью «Сообщение о добровольном характере мобилизации оказалось недостоверным» (https://lenta.ru/news/2022/10/04/nedobrovolno/). В статье сказано, вкратце, что статус контрактника возникает из самого призыва на мобилизацию в соответствии с Указом президента.
Коллизия с Федеральным Законом не освещена.
В интернете также есть многие публикации (пикубу или таже lenta.ru) в которых говорится о том, что военкоматы настаивают или, по крайней мере, очень заинтересованы в подписании контрактов гражданами. Военкоматы, по словам изданий, мотивируют необходимость подписать контракт возможностью получения выплат или ограничения срока службы.
Надо понимать одну важную вещь – Указ президента либо автоматически делает всех мобилизованных контрактниками, со всеми вытекающими выплатами, либо призывает к мобилизации только тех, кто подписал контракт.
Часть III. Оспаривание решения Военного комиссариата.
Решение призывной комиссии о вашей мобилизации можно оспаривать по основанию отсутствия между вами и государством контракта или же, по любому другому основанию. Например, ссылаясь на слова президента о том, что к мобилизации призываются те, кто имеет реальный боевой опыт.
Любой акт государства, в том числе о призыве к мобилизации можно оспорить в суде. Это подтверждено ч.7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы»:
Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии — в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, после вынесения решения призывной комиссии, нужно:
- в письменном виде заявить о намерении его оспаривать (через канцелярию военкомата, с проставлением штампа с входящим номером на вашем экземпляре),
- попросить о приостановлении действия решения. Это обязательно в соответстсии с текстом закона ч. 7 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службы»,
- В течении трех месяцев подать административное исковое заявление в суд по вашему месту жительства или по месту нахождения военкомата.
Подробнее про нормы Кодекса административного судопроизводства написано в приведенной ссылке.
Следующая